Любовь без масок

Культура
Москва, 03.04.2000
«Эксперт» №13 (226)
Что показал всероссийский театральный фестиваль

Вопреки ожиданиям устроители "Золотой маски" обошлись без деклараций на тему "итогов", "конца тысячелетия" и проч. Но магия чисел сработала сама: фестивальная афиша 2000 года составлена так, словно экспертный совет специально старался дать своего рода "обзор и краткую летопись" театрального искусства, куда вошли и историческая ретроспектива, и актуальные тенденции.

История разворачивается через тексты, хронологически выстраивающиеся от Шекспира до наших дней. Включено все: и высокая трагедия, и классическая комедия, и строгий реализм, и нервный декаданс, и шедевры ХХ столетия, и театр абсурда, и переделки классики, и сегодняшняя российская драматургия. Нашлось в программе место даже и для малоупотребляемой романтической эстетики, и для полузабытых третьестепенных авторов типа Мариенгофа, которых театр периодически извлекает из библиотечных хранилищ.

Все многообразие театральных стилистик, школ и направлений представлено тож. Иногда возникает даже впечатление, что эксперты хлопотали о репрезентативности более, чем о качестве. Для чего включен в афишу "Трудовой хлеб" московского Малого, отличающийся такой пуленепробиваемой традиционностью, словно постановщик А. Коршунов пришел к нам прямо из прошлого века? Не для того ли, чтоб показать: это существует и занимает свое место в театральном пространстве? Чем объяснить участие откровенно коммерческой "Бури" А. Морфова (Театр им. Комиссаржевской, Петербург), веселящего публику балаганными трюками и шуточками на тему секса? Велением времени, готового возвысить коммерцию до искусства, или опять-таки стремлением к полноте охвата?.. Впрочем, уровень отобранных спектаклей - вообще отдельная песня.

Особенности национальной премии

По большому счету, программу надлежало бы урезать почти втрое, оставив спектакли Камы Гинкаса "Пушкин. Дуэль. Смерть" (ТЮЗ) и "Комната смеха" (Театр п/р Табакова) и три петербургских постановки: "Чевенгур" Льва Додина (МДТ), "Отец" Григория Дитятковского (БДТ) и "P. S." Григория Козлова (Александринский театр). Из этого не следует, что экспертный совет плохо работает: просто перед ним стоит задача выбрать лучшее из имеющегося, причем в количестве, достаточном для всероссийского фестиваля, каковой, помимо прочего, требует участия провинциальных театров. Способны ли они вообще конкурировать со столичными, сказать не могу. Но точно знаю, что столичные эксперты сегодня не в курсе провинциальных дел да и принцип отбора неудовлетворителен: большая часть работ отсматривается в видеозаписи, которая, как известно, дает очень смутное представление о спектакле, и лишь самый минимум удается увидеть вживую. В итоге театральная общественность всякий раз дружно возмущается: как можно было привозить то и это! А эксперты, страдая, отвечают, что в городе Минусинске "Циники" выглядели совершенно иначе. И я им верю, но что толку, если фестиваль не только не набирает, но теряет престиж, необходимый ему по рангу, и разрыв между его названием и сутью (вообще характерный для нашей действительности) все увели

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (226) 3 апреля 2000
    Новый президент
    Содержание:
    "Программа-5000" и капиталисты России

    Бизнесу нужно от власти, чтобы она ликвидировала ограничения на рост производительности капитала

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама