Уникальный частотный ресурс

Елена Рыцарева
8 мая 2000, 00:00

Пока Минсвязи не определилось с судьбой NMT-450, операторы этого стандарта продолжают терять свою долю рынка

Первопроходцы отечественной сотовой связи - операторы стандарта NMT-450 - стремительно теряют долю на рынке. Только за прошлый год она уменьшилась с 27,3 до 19%. По данным Минсвязи РФ, в 1999 году число абонентов сетей NMT-450 выросло лишь на 25%, тогда как, например, в сетях GSM оно удвоилось.

Аналоговый стандарт NMT не может обеспечить такое же количество и качество современных услуг, что и цифровой GSM. Слышимость внутри помещений, несмотря на ухищрения операторов, все равно хуже, а сами телефоны больше по размерам. Кроме того, сети NMT помимо России распространены лишь в Скандинавии и ряде стран Восточной Европы, поэтому для путешествия в Германию, Францию или Америку приходится приобретать другие трубки. Производители оборудования один за другим перестают выпускать телефоны NMT, а цены тех, кто все-таки продолжает их делать, все время растут.

В Москве, которая дает основной прирост сотовых абонентов, оператору NMT-450 "Московской сотовой связи" не хватает выделенной ей полосы частот. Отсюда и помехи, и неудовольствие клиентов. Причем слабость сети в Москве напрямую сдерживает развитие сетей в провинции, ведь именно роуминг со столицей больше всего ценят региональные абоненты в услугах операторов NMT. Если в этих непростых условиях "Московская сотовая связь" (МСС) еще и ухитрилась закончить 1999 год с прибылью, то у питерской "Дельты Телеком", к примеру, убытки достигли 2,37 млн долларов, причем выручка компании по сравнению с 1998 годом упала почти в два раза. Сидеть в аналоговом стандарте первого поколения становится все более опасно. Выход один - перевод сети на современные цифровые технологии.

Роуминг со всей Европой

Когда операторы NMT начали подыскивать оптимальный цифровой вариант для имеющегося у них частотного ресурса, оказалось, что выбор у них невелик. Шведская компания Ericsson переделала для диапазона 450 МГц самую распространенную в мире технологию GSM (обычно сети этого стандарта функционируют в диапазонах 900 МГц, 1800 МГц, 1900 МГц) и назвала ее GSM-400. В союзе со шведами выступает финская Nokia, которая собирается производить соответствующие сотовые трубки, а затем и передатчики. Следующий тандем, американский (оборудование - Lucent Technologies, комплектующие для телефонов - Qualcomm), адаптировал для диапазона 450 МГц технологию CDMA (точнее, ее современный вариант cdma2000). И наконец, американская компания Motorola предложила использовать полосу 450 МГц для построения не обычных сотовых, а транковых сетей цифровой технологии TETRA.

Во всех трех вариантах оператор должен заново строить сеть, так как использование старой инфраструктуры, кроме непосредственно самих зданий и площадок для базовых станций, исключается. TETRA уже присутствует на рынке, а выпуск систем GSM-400 и cdma2000 начнется в следующем году. Какой из вариантов цифровизации будет поддерживать Минсвязи, пока неясно. Правда, Ассоциация операторов NMT-450 решила поторопить события, объявив в марте о готовности перехода всех компаний на технологию GSM-450.

На первый взгляд выбор в пользу GSM вполне логичен. Этот стандарт сейчас бурно развивается во всем мире. При помощи двух или трехдиапазонных трубок, работающих также на частотах 900 Мгц, 1800 МГц можно будет обеспечивать роуминг со всей Европой, а сетями GSM-400 - экономично покрывать большие территории.

Решаясь на построение сетей GSM-400, операторы NMT-450 уповают на кредиты Ericsson. Шведскую компанию такое положение дел, безусловно, устраивает. Во-первых, увеличивая денежную зависимость российских операторов, Ericsson, который и так уже действует как ростовщик отечественного сотового рынка, получает новые рычаги давления на принятие регулирующими ведомствами выгодных ему решений. Во-вторых, заполучив согласие России на внедрение GSM-400 (а именно здесь сосредоточена четверть всех абонентов NMT-450), Ericsson будет легче подтолкнуть другие страны и международные ассоциации к внедрению именно этой технологии.

По словам представителя шведского концерна, программа финансирования российских проектов GSM-400 предусматривает их окупаемость уже через два-три года (крайний срок - пять лет). Но большинство опрошенных нами аналитиков сомневаются в том, что эти сроки реальны. И вот почему.

Ericsson утверждает, что сеть GSM-400 будет работать в той же полосе частот, что и сеть NMT-450, при этом ни одна из них не потеряет в качестве передачи сигнала. Это утверждение справедливо для региональных сетей, где емкости еще не исчерпаны, но для Москвы потребуются дополнительные частоты. По свидетельству представителей Госсвязьнадзора, найти их в полосе 450 МГц крайне трудно. Значит, их придется искать в других диапазонах. В диапазоне 900 МГц все, что не занято GSM, закреплено за военными и системой управления авиадвижением. Можно, конечно, попробовать получить частоты в диапазоне 1800 МГц: свободный ресурс там есть, и Минсвязи против строительства двухдиапазонных сетей GSM-400/1800 вроде бы не возражает.

МСС заявила, что она вместе с региональными операторами NMT уже разработала бизнес-план, позволяющий быстро развернуть сеть GSM-400/1800 по всей стране и заметно увеличить абонентскую базу. Действительно, у операторов NMT-450 есть огромный опыт маркетинга мобильных услуг, они дольше всех работают на рынке и очень хорошо его знают. Однако на частоты в диапазоне 1800 МГц есть и другие претенденты из числа существующих операторов GSM-900. Именно в стандарте GSM-900/1800 сейчас разворачивается самая жесткая конкуренция. В каждом из регионов есть хотя бы один оператор GSM-900 и выдано по две лицензии на строительство сетей в диапазоне 1800 МГц. А первый заместитель министра связи Юрий Павленко заявил "Эксперту", что при выделении частот в диапазоне 1800 МГц никаких приоритетов у операторов NMT-450 не будет.

Допустим, дополнительные частоты операторами NMT все же получены. Не менее существен и вопрос о стоимости оборудования GSM-400. Ericsson утверждает, что его цена "не будет существенно отличаться от традиционных систем GSM". Однако на современном рынке стоимость оборудования связи определяет не столько его сложность и техническое совершенство, сколько количество производителей и объем рынка. Системы GSM в диапазоне 900/1800 МГц выпускают несколько десятков фирм, прирост абонентов этих сетей составляет несколько миллионов в месяц. Для GSM-400 потенциальный рынок ограничен одним миллионом нынешних пользователей систем NMT-450. Производителей оборудования один - Ericsson, производителей трубок - два (Ericsson и Nokia). Даже финская компания Benefon, которая пока производит трубки NMT-450, заявила "Эксперту", что выпуск телефонов GSM-400 она может наладить, только если будет обеспечен сбыт в объеме 100 тысяч абонентских устройств в год. Сейчас таких гарантий Benefon никто дать не может.

Кстати, на проходившем в середине апреля в Праге заседании Международной ассоциации операторов NMT-450 обнаружилось серьезное расхождение во взглядах: кто-то склоняется в сторону GSM-400, кто-то, например венгры, считает, что лучше строить у себя сеть cdma2000.

На технологическом острове

Выбор венгров понять можно. Во-первых, системы cdma2000 теоретически обеспечат лучшее качество передачи голоса, чем в сетях GSM, телефоны будут потреблять меньше энергии, трубки станут легче и изящнее. Во-вторых, технология CDMA подразумевает кодирование каждого разговора, что обеспечивает большую конфиденциальность. По сравнению с GSM-400, система cdma2000 при построении больших сетей требует меньшего частотного ресурса. Так что в принципе возможно относительно мирное существование cdma2000 в одной полосе с NMT-450. И самое главное - в отличие от GSM любого диапазона оборудование cdma2000 потребует гораздо меньшей модернизации при переходе к сетям третьего поколения, то есть их можно строить с учетом многолетней перспективы эксплуатации.

В Москве, например, именно cdma2000 мог бы дать МСС отличный шанс увеличить свою долю рынка. Компании нужно было бы просто договориться с единственным столичным оператором CDMA - "Персональные коммуникации", который в настоящий момент заканчивает дооборудование своей сети новейшими системами все той же Lucent Technologies. Сеть "Персональных коммуникаций" покрывает Москву на частоте 800 МГц, МСС могла бы в диапазоне 400 МГц построить в области систему cdma2000 (там есть свободные частотные ресурсы). И современная двухдиапазонная сеть с лучшим качеством передачи голоса и тарифным планом без ограничения времени разговора (а благодаря особенностям технологии CDMA операторы могут себе позволить и такое) захватила бы часть "хороших" (то есть любящих поговорить) абонентов.

Но есть у сdma2000 и недостатки. Роуминга со всей Европой не будет еще несколько лет (до внедрения систем третьего поколения). Выбравшие эту технологию операторы останутся на острове, качественном и технологически более совершенном, но все-таки острове. Кроме того, выбор cdma2000 таит в себе ту же опасность, что и GSM-400, - попасть в зависимость от одного поставщика оборудования. Не Ericsson, так Lucent будет диктовать операторам NMT-450 свои условия. В России ситуация усугубляется еще и тем, что, несмотря на многолетнюю борьбу операторов, работающих в CDMA, американская технология разрешена у нас только для фиксированного применения.

Может быть, лучше выбрать третий путь? Последнее время в диапазоне 450 МГц в Европе успешно развиваются цифровые сети национального масштаба, оборудование для которых делает десяток поставщиков. Речь идет о транкинговых системах TETRA. Одним из главных лоббистов принятия этого решения для России выступает компания Motorola.

Сначала транкинговые системы создавались для экстренной связи различных правоохранительных служб, спасателей, пожарников и т. д. В отличие от сотовых систем связь там была односторонней, зато очень быстрой, а главное, была возможность посылать команду целой группе людей одновременно. В некоторых российских регионах транк пошел на ура. Например, в Кемерове, где действует разветвленная транкинговая сеть КТС, правда пока аналоговая. Ей пользуются и милиция, и "Скорая помощь", и пожарники, и администрация области. "Нашим руководителям очень нравятся транковые системы: нажал на одну кнопку - и на связи весь город", - комментирует ситуацию генеральный директор компании "КТС" Анатолий Полевик.

Но специфика услуг транкинговой связи (не частные абоненты, а организации, правоохранительные органы и спецслужбы) может оказаться серьезным препятствием для миграции в этот сегмент рынка связи операторов NMT. Во-первых (и это демонстрирует опыт столичных транкинговых операторов), заставить правоохранительные органы пользоваться этими системами и при этом платить компании-оператору деньги не так-то просто. А во-вторых, главным конкурентным преимуществом в борьбе за транкинговых абонентов в том или ином регионе окажется скорее всего не качество сервиса или ценовая политика, а близость к местным властям.

Выбирать не из чего

Сегодня из всех имеющихся у операторов сетей NMT-450 возможностей цифровизации ни одна не выглядит оптимальной для России. В Москве, наверное, преимущество мог бы дать cdma2000, но лишь в случае разрешения ему мобильности. В Питере, где пока работает только один оператор GSM, возможно, самым подходящим вариантом цифровизации была бы двухдиапазонная сеть GSM-400/1800. А в некоторых регионах вполне выгодным бизнесом для части операторов оказалось бы предоставление услуг цифровой транкинговой связи. Чтобы прояснить ситуацию и помочь фирмам определиться с выбором, нужен четкий план действий Минсвязи хотя бы на ближайшие несколько лет. Ведь речь идет о действительно уникальном частотном ресурсе. Операторы NMT-450 работают в полосе шириной 4,5 МГц, сквозной по всей территории России. Такой унификации невозможно получить ни в федеральных сетях GSM-900 (там частоты нарезаны по кусочкам, с трудом отнятых у военных), ни уж тем более в диапазоне 800 МГц, где "сидят" операторы AMPS, и не использовать в полной мере технический потенциал диапазона 450 МГц просто глупо. Уже более полутора лет Минсвязи ведет разработку концепции развития подвижной связи в России, но, по сведениям, полученным от членов рабочей группы, судьба NMT-450 так и не будет в ней четко прописана.