Учителя потерпят

Экономический анализ
Москва, 15.05.2000
«Эксперт» №18 (231)
Бюджетные долги по зарплате стали для региональных властей удобным финансовым и политическим инструментом

Согласно данным Минфина, долг по заработной плате региональных и местных бюджетов за прошлый год уменьшился более чем в два раза - с 12,7 млрд рублей до 5 млрд рублей. Статистика Госкомстата, хоть и оперирует ввиду различий в методике счета большими цифрами, тенденцию к сокращению долга тоже подтверждает.

Между тем бодрые официальные отчеты о полной и окончательной победе над спрутом зарплатных долгов учитывают эту задолженность весьма избирательно и вовсе не свидетельствуют о решении проблемы. Зарплатные долги - удобный козырь для выбивания из Москвы дополнительных бюджетных ссуд и авансирования федеральных трансфертов. А при отсутствии должного контроля за их целевым использованием живые деньги достаются более приоритетным кредиторам местных властей.

Подводная часть айсберга

Ликвидация бюджетных долгов по зарплате в последние годы стала своеобразной визитной карточкой приближающихся выборов и широко разрекламированных политических кампаний. Каждое новое правительство стремится зарекомендовать себя с наилучшей стороны, начав свою деятельность с восстановления платежеспособности бюджетной системы именно по этой статье расходов. Федеральный бюджет выделяет ссуды регионам, которые, в свою очередь, делят их с муниципалитетами. Региональные власти исправно рапортуют в центр о том, что необходимые средства распределены, все долги оплачены и проблема решена. Всеобщее благополучие, однако, каждый раз оказывается недолговечным. Ссуды не гасятся в срок и пролонгируются, а задолженность по выплате заработной платы из субфедеральных бюджетов начинает расти вновь. В какой-то момент терпению Министерства финансов приходит конец, и остаток ссуд гасится путем учета встречных требований, например, по перечислению трансфертов. Круг замыкается.

Следующие одна за другой кампании почти никак не сказываются на уровне задолженности, который вот уже четыре года практически не опускается ниже 3% от объема совокупных собственных годовых доходов субфедеральных бюджетов. Как же объяснить упомянутые выше оптимистичные цифры официальных отчетов? Дело в том, что в расчетах не учитывается одно весьма важное обстоятельство. Снижение собственно зарплатных долгов полностью компенсировалось ростом задолженности по уплате начислений в социальные фонды, которые бюджет, как и всякий наниматель, должен вносить за своих работников. Фактически произошло лишь изменение структуры совокупной задолженности по платежам, связанным с выплатой заработной платы, при незначительном абсолютном объеме сокращения общей суммы долга.

Долгое время, однако, такая ситуация не может сохраняться. В течение 2000 года баланс различных видов задолженности, связанных с выплатой заработной платы бюджетникам, восстановится в связи с необходимостью первоочередного погашения долга перед фондами, что повлечет за собой рост задолженности уже перед самими бюджетными служащими.

Ваши ставки - вы и платите

Региональные бюджеты составляют около 50% консолидированного бюджета страны. Для окончательного решения проблемы,

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (231) 15 мая 2000
    Менеджеры России
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама