По направлению к приключению

Культура
Москва, 12.06.2000
«Эксперт» №22 (235)
Зачем вылетает птичка

Один философ определил притягательность, которой обладают некоторые фотографии, словом "приключение". Приключение случается, когда снимок "задевает" смотрящего. Само по себе фото ни в коей мере не одушевлено, какую бы "живую сценку" ни запечатлел фотограф и какую бы "живую" позу он ни придал своей модели. Но фотография может одушевить смотрящего - в этом и заключается приключение.

Благодаря директору Московского дома фотографии Ольге Свибловой мы теперь имеем возможность отправляться на поиски приключения по крайней мере раз в два года.

Конечно, можно особо и не искать, а прямиком отправляться на экспозицию классика, скажем, Уильяма Кляйна или - на нынешнем фотобиеннале - Анри Картье-Брессона. И можно не сомневаться, что глаза, или поворот головы, или соотношение фигур, запечатленные пусть не на этой, так уж обязательно вон на той фотографии, поразят вас в самое сердце. Но разве эта запрограммированная радость сравнима с эмоциями, которые испытывает первооткрыватель! Фото Кляйна и Картье-Брессона, как плечи Элен Безуховой, уже покрылись лоском от множества скользивших по ним взглядов. А в новых, еще, можно сказать, не просушенных снимках молодых фотографов может быть и трогательная трепетность первого обнажения, и неожиданность нового взгляда.

Чтоб их найти, искателю приключений приходится основательно стоптать свои (пусть и не железные, как у сказочной героини) башмаки - фотовыставки, проходящие в рамках третьего фотобиеннале, замысловато раскиданы по многочисленным выставочным залам и галереям фотогенично утопающей в тополином пухе столицы.

Не задушишь, не убьешь

Самый простой путь приводит любителя приключений в ЦДХ на выставку "Молодежь встречает третье тысячелетие". Вроде бы само название предполагает эти самые трепетность и новый взгляд. Но не тут то было - во всяком случае, на первый взгляд встреча нового тысячелетия разочаровывает. Какая-то она вялая. Без уверенности встречает интернациональная молодежь эру Водолея. Например, делает, охотясь за стильностью, черно-белые фотографии, не обладая (может, как раз из-за недостатка опыта, а может, чего другого) ни композиционным чутьем, ни чувством отстраненности, которых такие снимки требуют в наше пестрое время. И фотографии оказываются не черно-белыми, а просто нецветными. Есть, конечно, среди наших молодых (или, скажем так, не старых) соотечественников и те, кто про ч/б знает все. Например, Глеб Косоруков. Жаль, что это знание он потратил на серию вычурных квазиконструктивистских фотографий под соответствующим названием "Платиновый век".

А француженка Сара Мун, несмотря на свою известность, на эпохальность не замахивалась. Она сделала серию фотографий в уголке Дурова. Пошла туда и сняла. Слона, например. Или "Мадам Дурову в шляпе". Старая дрессировщица с капризной складкой рта смотрит на нас с откровенной неприязнью. Слон задирает хобот с откровенной усталостью. На зрителя выплескивается вся застарелая сумасшедшинка этого места, он невольно вздрагивает и почему-то лихорадочно начинает вспомин

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (235) 12 июня 2000
    Государственный рэкет-2
    Содержание:
    Жестокая любовь Минфина

    Несовершенство закона рождает коррупцию - нигде эта истина не проявляется так явно, как в сфере межбюджетных отношений

    Обзор почты
    Реклама