В конце XIX - начале XX века в России использование на продукции различных клейм, печатей и этикеток регламентировалось Правилами о товарных знаках 1896 года и Уставом о промышленности 1906 года. Чтобы товарный знак подпадал под действие этих правил, предприниматель должен был подать специальную заявку в Министерство промышленности и торговли, чиновники которого выдавали заявителю свидетельство на товарный знак, а также вели особый реестр и альбом товарных знаков, рассылавшиеся в биржевые комитеты и купеческие управы. При получение свидетельства бралась пошлина, составлявшая за первый год 3 руб. и 1 руб. за каждый последующий год. Свидетельство на товарный знак выдавалось на срок от 1 года до 10 лет, после окончания которого оно могло быть продлено.
Заявляемый товарный знак должен был "отличаться новизной" и содержать на русском языке имя и фамилию владельца или название компании, а также ее местонахождение. Надписи на других языках допускались только как дополнительные.
Товарный знак мог содержать изображение наград, полученных на выставках, медалей и почетных отзывов, но не допускалось изображение медалей и наград, полученных от иностранных академий наук, промышленных обществ и др. Кроме того, на товарных знаках могли быть изображены медали только тех иностранных выставок, в которых Россия принимала официальное участие. Товарные знаки, содержавшие изображение наград, полученных за определенные товары, могли использоваться только на этих товарах.
Запрещалось использовать товарные знаки, на которых были надписи, имевшие характер рекламы, а также слова "Знак утвержден правительством" и "Высочайше утвержденное общество (товарищество)"; "безнравственного содержания"; имевшие цель обмануть покупателей (например, с помощью чужих выставочных наград или неверного обозначения происхождения товара); изображавшие полученные предпринимателем знаки отличия, предназначенные для ношения; те, где были нарисованы награды без обозначения года их получения.
Характерно, что по решению Сената лица, которые "прежде других" стали использовать определенный товарный знак, не могли быть лишены этого права только потому, что они не успели зарегистрировать его в Министерстве промышленности и торговли раньше другого предпринимателя, получившего "свидетельство на право исключительного пользования тем же торговым знаком".
Виновному в использовании чужого товарного знака грозило тюремное заключение на срок от 4 до 8 месяцев и возмещение причиненных убытков. Такое же наказание было предусмотрено и для того, кто хранил или продавал товар с поддельным товарным знаком, правда, только в том случае, если удавалось доказать, что торговец знал о фальшивке.
В случае продажи или сдачи предприятия в аренду право на товарный знак могло быть передано новому владельцу или арендатору при условии сохранения фирмы и с согласия прежнего владельца знака.
Право на товарный знак прекращалось при закрытии предприятия, которое использовало товарный знак; при непродлении свидетельства; в случае несообщения в Министерство промышленности и торговли о передаче прав другому лицу; при вынесении судебного решения, в котором признавалось, что лицо, получившее свидетельство, не имело на это права.
В конце XIX века в стране прошло несколько достаточно громких судебных процессов, в которых основным объектом разбирательства являлись товарные знаки. Так, в 1895 году граф Пален построил в имении Грос-Экау Курляндской губернии ликерный завод, где производился спиртной напиток, поступавший в продажу под названием "Экауский Кюммель N0". Этикетка с этим названием была зарегистрирована в октябре 1896 года. В свою очередь, фабрикант Блосфельд стал выпускать в продажу тминный ликер с этикеткой "Экауский Кюммель N00" и с добавлением: "Главное депо означенного ликера находится в Риге у Блосфельда". Граф Пален подал на конкурента в Рижский окружной суд, который в ходе разбирательства пришел к заключению, что товарные знаки (этикетки на бутылках) недостаточно отличаются друг от друга и вводят в заблуждение покупателей, следовательно, Блосфельд незаконно использовал чужой товарный знак.
Но не все судебные заседания заканчивались для истцов благополучно. Например, в 1899 году один из мыловаренных заводов в Нахичевани стал ходатайствовать о признании за ним исключительного права на выпуск туалетного мыла под названием "Валики" и "Букетное". В заявлении говорилось о том, что именно этот завод еще 1880-х годах начал выпускать подобное мыло с оттисками на нем изображений валиков и букетов. Однако впоследствии и другие местные фабриканты стали производить мыло с такими же названиями и рисунками. Министерство промышленности и торговли признало исключительное право за заявителем, но таганрогский окружной суд посчитал, что указанные торговые знаки находились в "общем употреблении" и поэтому ими могут пользоваться все производители.