После восьмимесячного ценового затишья, длившегося с ноября 1999-го по июль текущего года, наконец-то напомнил о себе российский бензиновый рынок. Впрочем, говорить о сколько-нибудь серьезном "повышательном ценовом тренде" оснований нет - пока, согласно текущим сводкам Госкомстата России, речь идет о копеечном росте.
Давняя мечта отечественных нефтяных компаний - довести среднюю внутреннюю цену на бензин до "нормального" уровня в 30 центов за литр, к которому они было успели привыкнуть за два с лишним года, предшествовавших августовскому кризису, по-прежнему представляется весьма далекой от осуществления. Если в январе 2000 года среднероссийская цена на высокооктановые марки составляла 6,8 рубля за литр, то, по данным на 21 августа, она выросла до 7,06 рубля (около 25 центов по текущему обменному курсу), т. е. менее чем на 4%. Не наблюдается и сильного разброса цен по регионам: в большинстве административных центров средняя стоимость литра бензина колеблется в диапазоне от шести с полтиной до семи рублей. Традиционные исключения из правил - "труднодоступные" Мурманск и Камчатка, где усредненная цена бензина сегодня - 8,50-8,70 рубля. Несколько выбиваются из общей картины также Калининград и Красноярск (7,80 и 7,50 руб./литр соответственно).
Большинство аналитиков рынка полагает, что до конца нынешнего года ничего экстраординарного с бензиновыми ценами не должно произойти: наиболее популярный прогноз - 10-15-процентный рост по сравнению с летним уровнем. Комментарии специалистов в основном сводятся к тому, что текущее оживление на рынке - не более чем нормальная ценовая коррекция, неизбежность которой на фоне текущих аномально высоких мировых цен на нефть была очевидна.
Разница цен на нефть на внешнем и внутреннем рынках сегодня составляет почти 100 долларов за тонну, что, естественно, подталкивает ее производителей к смещению акцентов в пользу экспорта нефти и нефтепродуктов в ущерб внутрироссийским поставкам топлива. Этому процессу препятствует жесткий контроль объемов экспортных поставок российских нефтяных компаний со стороны государства и привязка этих квот к тому, насколько "благонадежны" нефтяники в снабжении внутреннего рынка. Помимо сильного внешнего давления на внутрироссийские цены нельзя не учитывать и инфляционный фактор - в то время как за первое полугодие 2000 года цены в России, по официальным данным, выросли на 16,5%, цены на бензин весь этот период оставались практически неизменными.
Однако серьезным сдерживающим фактором остается наличие на российском рынке значительных объемов "самогонного бензина" - суррогатного продукта, поставляемого в обход официальных каналов различными теневыми структурами. Введение с 1 января 2001 года новых акцизных ставок на бензин (1350 рублей за тонну низкооктановых и 1850 рублей - высокооктановых марок) по идее должно только усугубить разрыв цен на легальное и "самогонное" топливо, ибо последнее изготавливается из технического сырья, не облагаемого акцизами.
Первыми на эту грядущую угрозу рынку обратили внимание московские городские власти. Столичный мэр на днях направил в Минэкономторг письмо с предложением ввести акцизы на все виды топлива. Такая "акцизная коррекция", при условии последующего возврата временно изымаемой суммы нефтехимическим заводам, "должным образом" использующим технические полупродукты в своем производстве, представляется вполне разумной мерой, способной значительно снизить для теневиков привлекательность суррогатного производства.