Балетная экзотика

Культура
Москва, 18.09.2000
«Эксперт» №34-35 (247)

Пока Большой театр переваривает последние административные перестановки и готовится по-царски открыть сезон - "Борисом Годуновым" вместо традиционного "Ивана Сусанина", главную сцену страны на два дня оккупировал японский балет.

Само словосочетание "японский балет" стало возможным лишь в XX веке - в связи с экспансией европейской культуры. Но если европейский костюм в Страну восходящего солнца завез француз Пьер Карден, то корни японского классического балета все же у нас, в России. Полвека назад наша танцевальная классика настолько поразила восточных эстетов, что японцы сами захотели учиться этому ремеслу в Советском Союзе. Позднее в Токио и в других городах обосновались наши балетные педагоги.

Интерес к классическому балету японцев легко объясним не только стремлением примерить на себя европейскую культуру, но и близостью эстетики символов-жестов, которую проповедуют и классический балет, и традиционный японский театр. Нынешние гастроли токийской труппы "Шамбр Вест" в Большом театре это еще раз подтвердили.

Судя по двум одноактным балетам "Сайге под моросящим дождем" (Сайге - имя странствующего буддийского монаха) и "По дорогам", европейская классика прижилась на Японских островах самым неожиданным образом. В спектакле "По дорогам" вполне традиционные балетные па артистов, облаченных в трико бакстовских фавнов, и балерин в традиционных платьях а-ля "Шопениана" сопровождались звучащей совершенно непривычно в этих стенах японской традиционной музыкой - медитативной импровизацией национальных ударных инструментов с деревянными духовыми. Во время "Сайге" из динамиков, расположенных по обе стороны сцены Большого, полилось мягкое, почти ресторанное диско. Глаза отказывались верить ушам - настолько необычно смотрелся приглашенный солист труппы Ранко Фудзима, в традиционном кимоно исполняющий похожие на театр кабуки движения под "ум-ца-ца" "ямах" или "роландов".

Зато в большом двухактном балете "Небесная поэма", сюжетно подозрительно напоминающем классическую "Сильфиду", все вроде бы было на местах: и симфоническая музыка композитора Масахиро Исидзимы, и хореография Хироаки Имамуры и Юрико Кавагучи казались вполне классическими. Непривычно на сцене Большого театра смотрелись лишь робкие, в полноги движения очаровательных миниатюрных созданий.

У партнеров

    «Эксперт»
    №34-35 (247) 18 сентября 2000
    Средний класс
    Содержание:
    Вернем родину себе и детям

    Наброски к манифесту среднего класса

    Компании
    На улице Правды
    Реклама