Мечта евразийцев

Николай Силаев
16 октября 2000, 00:00

Россия реализует новую стратегию в отношениях с партнерами по СНГ

Визит Владимира Путина в Казахстан ознаменовался крупным международным событием: главы государств Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС). Центральным органом сообщества станет Интеграционный комитет, штаб-квартиры которого будут находиться в Москве и в Алма-Ате. Предполагается также создать Межпарламентскую ассамблею ЕАЭС (в Санкт-Петербурге) и суд (в Минске). Рабочим языком органов ЕАЭС станет русский.

Главы государств новой международной организации ставят перед собой цель создать единое экономическое пространство на территории пяти стран. Ближайшие задачи сообщества, как следует из заявления лидеров ЕАЭС, - согласование структурных реформ экономик пяти стран, создание единой транспортной структуры и единого транспортного рынка, введение единого таможенного тарифа, выработка общего политического курса по отношению к международным экономическим организациям. Одна из задач - сближение систем образования входящих в сообщество государств. Так, уже принято решение об открытии филиала Московского государственного университета в Астане. Ставится задача и гармонизации национальных законодательств стран-учредителей, этой работой, по всей видимости, и займется Межпарламентская ассамблея.

Малое СНГ

Трудно сейчас судить о том, станет ли сообщество эффективной организацией или все благие пожелания его лидеров останутся на бумаге. Однако уже ясно, что Россия существенно меняет характер своей политики на постсоветском пространстве. С подписанием договора внутри СНГ очень четко выделяются две группы стран - лояльные России и все остальные. С лояльными, к числу которых относятся все участники ЕАЭС, Россия готова сотрудничать, открывать для них свой рынок, обеспечивать другие преференции. Так, предлагая недавно новый проект раздела Каспия, Россия максимально учла интересы Казахстана, а в ходе своего визита Владимир Путин дал согласие на увеличение транзита казахстанской нефти по территории России до 15 млн тонн в год. Одновременно, выйдя из Бишкекских соглашений 1992 года о безвизовом режиме в рамках СНГ, Россия объявила о намерении восстановить его в рамках ЕАЭС. А Грузия, Азербайджан, Украина, руководство которых настроено не в пользу России, будут вынуждены идти на уступки по многим актуальным для нас вопросам, добиваясь для своих граждан права безвизового въезда в Россию.

Учреждение ЕАЭС, по мнению наблюдателей, - это попытка России восстановить утраченные экономические позиции на постсоветском пространстве. "Сейчас Россия по размеру инвестиций в странах СНГ находится во второй десятке стран-доноров, - говорит Анатолий Чехоев, заместитель председателя думского комитета по делам СНГ, - создание Евразийского экономического сообщества поможет переломить эту тенденцию". Создание сообщества свидетельствует также об изменении стратегии России в деле экономической интеграции на постсоветском пространстве. Вместо попыток сдвинуть дело с мертвой точки во всем СНГ сразу российское руководство начинает с создания эффективного ядра такой интеграции, которое, возможно, станет центром притяжения для остальных членов СНГ, заинтересованных в доступе на российский рынок. И такой вариант не является чем-то фантастическим. По мнению Анатолия Чехоева, если товарооборот в рамках ЕАЭС будет расти, то новая организация привлечет внимание не вошедших в нее республик СНГ. А товарооборот рос уже в Таможенном союзе. Так, в первом полугодии 2000 года только между Казахстаном и Россией он составил 2 млрд долларов, что почти вдвое превышает прошлогодний уровень.

Вместе с тем в отличие от СНГ в ЕАЭС Россия имеет принципиально другие возможности влиять на принятие решений. В учредительных документах новой организации вместо туманного "равноправия" СНГ четко прописаны квоты каждой страны в финансировании межгосударственных структур и соответственно распределение голосов: Россия получает 40%, Казахстан и Белоруссия - по 20%, Киргизия и Таджикистан - по 10%.

Немного о грустном

Евразийскому экономическому сообществу при всех достоинствах чего-то все же не хватает. В частности, "геополитической завершенности". В идеале оно должно распространиться на территорию всей Центральной Азии. Ведь в условиях, когда внешние границы сообщества нужно защищать от проникновения наркотиков, террористов, контрабанды, предпочтительно, чтобы они проходили по естественным рубежам. Границу в степи охранять очень неудобно. И в этой связи насущной потребностью представляется дальнейшее укрепление связей и сотрудничества с Туркменией и Узбекистаном. Тем более что охлаждение между Москвой и Ташкентом в последние годы вызвано причинами субъективными: в силу того, что у Бориса Ельцина давние личные отношения с Нурсултаном Назарбаевым, именно Казахстан стал главным партнером России в Центральной Азии. Ислама Каримова Москва предпочитала не замечать, несмотря на важное значение Узбекистана в регионе, и тем самым оттолкнула его. По-видимому, российское руководство близко к тому, чтобы изменить свое отношение к Ташкенту, во всяком случае, по некоторым сведениям, Владимир Путин собирается в ближайшее время вновь посетить Узбекистан.