"Успешность бизнеса в экономике знаний зависит от инвестиций в человеческий капитал. Стоимость технологических компаний так высока не из-за материальных активов, а из-за уникального человеческого капитала", - говорит британский министр образования и занятости Дэвид Бланкетт. "Образовательная парадигма индустриальной эпохи более не жизнеспособна. В XXI веке публичное образование будет более индивидуализированным. Оно будет меньше привязано к конкретному месту и расписанию, акцент будет сделан на электронное образование, образование 'всегда и везде'", - поддерживает его американский коллега Ричард Райли.
Только 40% американских старшеклассников не имеют проблем с чтением
Осознав необходимость массовой подготовки квалифицированных кадров для новой экономики, развитые страны объявили об активном внедрении технологий в образовательный процесс, а сами образовательные программы стали приоритетными направлениями развития их экономик. Так, британский премьер-министр Тони Блэр пообещал к 2002 году обеспечить каждому ребенку доступ в Интернет и персональный почтовый адрес. С похожими инициативами выступает американское правительство. Госорганы, как правило, не располагают необходимыми средствами для реализации столь дорогостоящих программ, и в своих начинаниях западные страны рассчитывают на активную поддержку бизнеса, заинтересованного в создании нового поколения работников и потребителей. "Не только государство, но и бизнес должен играть ключевую роль в развитии человеческого капитала", - считает британский министр образования.
И бизнес играет свою роль. Например, в сентябре английская компания АВК совместно с такими компаниями, как AEG, Cable & Wireless Electrolux, Hewlett Packard, Lucent Technologies, Toshiba, запустила проект, по ходу которого уже в этом году сотни тысяч школьников будут обеспечены ноутбуками. В последние годы стало очевидно, что нет никакого смысла изучать компьютер как предмет: он должен стать для ученика тетрадью, учебником и библиотекой, с его помощью должны изучаться все возможные предметы. За ноутбук, предоставляемый АВК, семья ученика будет платить по пять фунтов в неделю (в США средняя цифра еженедельной выплаты - 40 долларов), что вполне по силам семьям среднего класса. Малообеспеченным будет оказана поддержка. Подобные программы уже запущены во многих школах США.
Пока ноутбук - довольно хрупкий инструмент, в руках ребенка он может быстро погибнуть. В США, например, были случаи, когда дети оставляли ручки и фломастеры на клавиатуре и захлопывали компьютер, как недавно портфель. Экран тут же ломался, но компании, поставляющие ноутбуки для школ, немедленно заменяют их. Интересно, что в относительно бедных школах поломок оказалось значительно меньше, чем в богатых: дети из менее обеспеченных семей аккуратнее обращаются с высокотехнологичными "блокнотами".
Последний бастион
О роли компьютерных технологий в образовании ведется много споров, но пока результаты опросов свидетельствуют в их пользу: 71% опрошенных учителей отметил положительный эффект. По их словам, дети начинают более творчески подходить к занятиям, более аккуратно выполняют домашнюю работу. "Компьютеры, и в особенности Интернет, предлагают множество разных видов образования. Есть около 50 теорий, описывающих разные индивидуальные стили обучения. Сильно упрощая, они сводятся к тому, что некоторые лучше воспринимают материал зрительно, некоторые на слух, некоторые - решая задачи и т. д. Большинство из нас учится, используя комбинации этих методов. С помощью компьютера информация может быть представлена в самых разных формах... Компьютерные технологии могут изменить способы обучения с традиционного - учителя, рассказывающего что-то у доски, на те, что в большей степени используют естественное любопытство человека. Вопросами перехода от дидактического обучения к экспериментальному занимались еще в 1899 году Джон Деви и другие реформаторы образования. Но настоящие возможности для этого появились только сейчас, вместе с виртуальным пространством", - пишет Билл Гейтс в только что вышедшей книге "Бизнес со скоростью мысли".
Действительно, люди в большей степени склонны к активному изучению реальности, чем к пассивному потреблению информации от учителя. Исследования показывают, что лучше всего люди обучаются в жизни, а не в аудитории. Компьютерные технологии позволяют превратить обучение в многогранный процесс, приближенный к жизненным условиям. Это особенно важно для воспитания кадров для новой экономики, где человеку нужно уметь ориентироваться в огромных объемах информации и принимать эффективные решения. К тому же новые экономические условия подразумевают очень высокий темп изменения внешней среды, ориентироваться в которой можно только обладая специальными навыками (подробнее см. "Эксперт-Интернет" N1, "Новая экономика").
Американские учителя используют столько же Интернета в обучении, сколько соли в еде
Как ни парадоксально, но суперкомпьютеризированное американское образование, несмотря на все потенциальные возможности, не может пока обеспечить запросов новой экономики. Даже при том, что с каждым годом расходы в США на образование растут. Ежегодно на публичное образование в Америке тратится 360 млрд долларов, но только 40% старшеклассников не имеют проблем с чтением, а средний уровень знаний учеников старших классов по точным наукам ниже общего уровня школьников в других развитых странах. Как это могло случиться после десятилетия усиленных программ поддержки и развития образования, недоумевает общественность страны. "Сектор знаний", основа информационного бизнеса, остается неэффективным при том, что производительность других информационных отраслей выросла за последние годы в несколько раз.
Кадровый вопрос
"Сектор знаний" не справляется с одной из главных своих задач - производством кадров для новой экономики. США и Западной Европе приходится импортировать интеллектуальные ресурсы из Азии и Восточной Европы. "Рабочие места в сфере информационных технологий остаются вакантными. В ближайшие несколько лет Европе и США понадобится примерно по полмиллиона специалистов в этой области", - пишет Билл Гейтс. В ближайшие годы до 200 тысяч иностранных специалистов намерена привлечь ФРГ. До 50 тысяч эмигрантов прибудут в Великобританию. Вряд ли иностранная рабочая сила привлекается только из-за ее дешевизны. При современном уровне развития коммуникаций можно было бы общаться с работниками дистанционно, но их приглашают к себе самые высокодоходные секторы экономики, что свидетельствует о серьезном дефиците кадров в западных странах.
Объясняют происходящее, например, неготовностью учителей и неизученностью воздействия компьютерных технологий на процесс обучения. "Если мы поставим компьютеры, организуем широкополосный доступ и уйдем - никакого прогресса не будет", - говорит исполнительный директор IBM Льюис Герстнер-младший. Но похоже, что пока все именно так и происходит: при том что почти 95% американских государственных школ имеют доступ в Интернет (в 1994 году их было 35%), средний ученик использует Интернет менее часа в день. Боб Чейз, глава Национальной образовательной ассоциации, утверждает, что только треть учителей должным образом подготовлены к эффективному использованию технологий. "Учителя используют столько же Интернета в обучении, сколько соли в еде", - жалуется исполнительный директор AOL Стивен Кейс, чей новый проект AOL@School ("America-on-line в школе") должен помогать учителям ориентироваться в Интернете.
Однако основную причину неэффективности системы образования многие на Западе видят не в неотработанности образовательных методик, а в доминирующей роли государства в этом секторе. Государство обслуживает 90% рынка образования в Соединенных Штатах. Американцы считают, что огромная, отягощенная огромным бюрократическим аппаратом система "съедает" слишком много денег на собственное содержание, создавая при этом некачественный продукт: "Сегодняшние выпускники публичных школ не готовы занять рабочие места, которые появятся завтра, компаниям приходится переучивать 'новобранцев'", -говорится в докладе американского Форума по технологиям и образованию. Новые технологии требуют гибкости в подходах к образованию, которую государственная машина обеспечивает с трудом.
Поэтому в Америке все без устали твердят о реформе образования, и расходы на эту сферу в ходе начавшейся президентской гонки упоминаются едва ли не чаще, чем расходы на оборону.
На полукоммерческой основе
Явная неудовлетворенность качеством образования в государственных школах создает между тем хорошие возможности для частного сектора. На него пока приходятся лишь около 10% 780-миллиардного рынка образования, а общая капитализация образовательных компаний составляет менее 1% американского рынка капитала. "Но потребности экономики знаний вкупе с растущим недовольством состоянием публичных школ создают прекрасные перспективы для частных компаний на этом рынке, - считает Дуглас Бекер, президент Sylvan Learning Systems, компании, управляющей большой сетью образовательных центров в США. - Новые компании занимаются всем - от содержания начальных школ до организации корпоративных тренингов. Интернет-технологии создают возможности для распространения информации по новым каналам".
Надо сказать, что американское общество с большой готовностью идет на эксперименты в области образования, и эта тенденция весьма обнадеживает частный сектор, который предлагает самые разные схемы и идеи.
"От обучения в классах многие уже в ближайшее время перейдут на онлайновое обучение. В этом смысле Интернет может стать 'убийцей' традиционного образования", - считает Говард Блок, аналитик Bank of America Securities. Уже сейчас 1,5 млн американских детей обучаются дома (всего в США 53 млн учеников двенадцатилетних школ), и эта цифра с годами растет. Пока это лишь в малой степени связано с более широкими возможностями интернет-технологий: одни учат детей дома из-за философских разногласий с публичными школами, другие опасаются насилия, третьи просто хотят больше времени проводить с детьми. Если раньше домашнее образование считалось уделом инвалидов, то сейчас в глазах общественного мнения оно становится "нормальным". По данным Национального института исследований домашнего образования (NHERI), у детей, обучающихся дома, выше успеваемость, чем у учеников общественных школ, и, как ни странно, лучше социализация. Доктор Ларри Шайерс из NHERI наблюдал детей в игре и в групповых занятиях и пришел к выводу, что у "традиционных" школьников было гораздо больше затруднений, чем у домашних учеников. Кроме того, из опрошенных взрослых, обучавшихся в детстве дома, ни один не был безработным. Девяносто четыре процента из них сказали, что домашнее образование сформировало в них независимый характер.
В США самое перспективное направление инвестиций в образование - прибыльные школы. Этот альтернативный государственному тип организации образования аналитики называют революционным
Огромный импульс к развитию частный сектор в образовании получил во время венчурного бума, связанного в основном с ростом интернет-экономики. По данным исследовательской компании Eduventures.com, в США только в 1999 году в образование было вложено около 3 млрд венчурных долларов. Поначалу наибольшей популярностью пользовались компании, предоставлявшие услуги электронного образования, и появились сотни проектов, предлагающих самые разные решения: от организации тренингов сотрудников корпораций до бесплатной установки компьютеров в школах и подключения их к Интернету, чтобы в лице школьников получить потенциальных потребителей. Многие из этих проектов были авантюрами, как только интернет-бум поутих, они растворились. Но сам рост интереса к инвестициям в образование имел положительный эффект, что в конце концов привело к появлению множества более реалистичных проектов в этой области.
Самым перспективным направлением инвестиций в образование в США сейчас считают так называемые прибыльные школы (for-profit schools), этот альтернативный государственному тип организации образования аналитики называют революционным.
Digital divide: внутренняя проблема глобального масштаба
Прибыльные школы финансируются за счет государства, но управляются частными компаниями и привлекают деньги на открытом рынке, сочетая таким образом бесплатность государственных школ и более высокие образовательные стандарты частных. Благодаря венчурному буму в США появились 12 новых компаний, специализирующихся на менеджменте школ. Они используют разные образовательные методики, но все обещают сделать то, чего не смогли сделать за долгие 15 лет реформ государственной школы: повысить качество образовательных услуг. И у них это получается, родители с большей охотой отдают своих детей в новые школы. Нередки случаи, когда дети стоят в очереди, чтобы попасть обратно в школу, из которой всего два года назад ушли: настолько разительны перемены, происходящие при переходе школ из государственного управления в частное.
Пока в прибыльных школах учатся всего около 100 тысяч учеников - капля в море по сравнению с 53 миллионами американских школьников, но темпы роста этого сектора не уступают интернет-экономике в самые благополучные для нее времена. Например, оборот одного из первенцев на этом рынке компании Edison Schools Inc., управляющей 79 школами, вырос за пять лет с 12 до 217 млн долларов, и аналитик Merrill Lynch & Co. Майкл Мо, который в свое время выводил эту компанию на открытый рынок, считает, что к 2005 году ее оборот достигнет 1,8 млрд долларов.
По мнению исполнительного директора Edison Schools Inc. Кристофера Уиттла, через 20 лет от 20% до 30% американских государственных школ будут находиться под управлением коммерческих компаний. Даже если он прав наполовину, все равно развитие новой схемы даст родителям возможность выбора и ускорит прогресс в системе образования.
Частный сектор выиграл не только от интернет-бума, но и от отката рынка высоких технологий. С компаний технологичного сектора интерес инвесторов переключается на более традиционные отрасли, среди которых образование занимает вполне достойное место: здесь предсказуемы доходы и есть реальный оборот. Рынку по-прежнему остро нужны новые кадры, особенно менеджеры и специалисты в сфере высоких технологий. Качественное интернет-образование требуется и школьникам, и студентам, все больше компаний обучают своих сотрудников работе с новыми технологиями, и все чаще это делается дистанционно, через тот же Интернет. Поэтому компании, продвигающие интернет-образование, оказываются в привилегированном положении на рынке, их акции пользуются повышенным спросом, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост этого сектора. "Стимул частных компаний - прибыль. Обнадеживает то, что в условиях конкуренции качество образования, которое мы можем дать американским детям, будет расти. Конкуренция не повредит и государству, может быть, и там начнутся более активные преобразования", - надеется Ламар Александр. Бывший министр образования США, сейчас он возглавляет инвестиционный фонд, поддерживающий образовательные компании.