Хороший дизайнер - богатый дизайнер

Юлия Попова
25 декабря 2000, 00:00

Выставка "Дизайн-2000" показала - у промышленников есть причины поддерживать отечественный дизайн

Выставку своих достижений Союз дизайнеров России проводит уже в восьмой раз. Нынешняя отличалась от семи предыдущих двумя обстоятельствами. Во-первых, из Центрального дома художников она переместилась в ангароподобный павильон выставочного центра в Сокольниках. Во-вторых, ее практически проигнорировали те, кто занимается самыми востребованными у нас сегодня видами дизайна - графикой и оформлением интерьеров. В общем, основные экспонаты представили 14 промышленных предприятий, дав тем самым повод задуматься о том, зачем промышленным предприятиям нужен дизайнер и нужен ли он вообще.

Запредельное

Что ни говори, а в переезде в Сокольники было что-то символическое. В 1959 году, по возвращении Хрущева из Америки, в Сокольниках открылась промышленная выставка США. Это была страшная идеологическая диверсия - а как еще можно назвать акцию по показу советским гражданам лимузинов цвета "брызги бургундского" и прочей пленительной отравы? И не иначе как в качестве противоядия вскоре в СССР промышленный дизайн стали поддерживать на государственном уровне. Правда, тогда, конечно, все это называлось не идеологически чуждым словом "дизайн", а "художественным конструированием" или "технической эстетикой". В 1962 году был даже создан специальный научно-исследовательский институт - НИИ технической эстетики. Его сотрудники задумывали всякие перспективные модели, а еще, как могли, старались препятствовать производству чего-нибудь особенно отвратительного, рассылая по стране разнообразные циркуляры и нормативы. Но то ли эти циркуляры не доходили до производителей, то ли они их не глядя выбрасывали в мусорную корзину, но как вспомнишь ботинки фасона "прощай молодость", пегую синтетическую шубу "под леопарда" или "Москвич-412", так вздрогнешь и решишь, что ничего из этой поддержки отечественного дизайна тогда не вышло.

Что в советское время у нас дизайна, как и секса, не было - это, вроде бы, общее место. Да и причины, кажется, лежат на поверхности - не было рынка, не было конкуренции, не было и дизайна. Все так, если отношения между дизайном и рынком и в самом деле были бы такими незамысловатыми. Рынок, спору нет, заставляет каждого производителя совершенствовать свои произведения во всех отношениях. Ты сделал лучше, чем он, он собрал волю в кулак и сделал лучше, чем ты, - в общем, что-то вроде бега наперегонки. Но бесспорно и то, что нынешние суперзвезды, мэтры и гуру мирового дизайна вроде Филиппа Старка или Араты Исодзаки делают свои знаменитые вещи вдалеке от этого забега, а также конкуренции, моды и вообще всего на свете. Филипп Старк как-то признался студентам архитектурного факультета Гарварда, что он посещает свой офис в Париже раз в несколько месяцев, не читает журналов по архитектуре и дизайну, не смотрит вовсе на то, что делают другие и всему на свете предпочитает глушь и одиночество.

Что же удивительного, что и в нашей прежней безрыночной глуши, без всякого капитализма и конкуренции, дизайнеры (или, простите, художники-конструкторы) нет-нет да и создавали вещи, вполне достойные того, чтобы называться шедеврами дизайна. И что удивительно, получалось у них это чаще всего там, где художественному образу и прочим искусствоведческим штучкам придавали, мягко говоря, небольшое значение.

Нежный "Сухой"

Даже самый ярый антимилитарист не сможет не согласиться с тем, что боевые вертолеты КБ "Камов" - знаменитые "Черная акула" и "Аллигатор" - восхитительны. Говорят, они и в полете хороши, эти страшные звери. Но дело и в том, что, как во всякой хорошо нарисованной вещи, эмоциональное ощущение от нее точно соответствует ее предназначению. А истребители ОКБ "Сухой"? В энциклопедии хитов отечественного дизайна элегантные остроносые "сушки" когда-нибудь займут почетное место.

Так что были, были свои шедевры дизайна в военной технике. Хуже, конечно, обстояло дело с так называемыми товарами народного потребления, которые те же военные заводы были вынуждены делать по программам конверсии. Все у них как-то не шло: то безобидные по природе своей термосы сходили с их конвейеров подозрительно похожими на крылатые ракеты, то утятницы живо напоминали противотанковые мины. В общем, так себе были эти товары, но по тем временам годились. Сегодня, ясное дело, на сковородках, напоминающих боеприпасы, далеко не уедешь. И вот в ОКБ "Сухой" решили действовать "от противного". Нынешние спортивные и сельскохозяйственные модели Су ничем не выдают свое родство с изящными истребителями и больше напоминают фантазии, посещавшие романтиков на заре авиации: в них легко представить себе усатого дядьку в кожаной куртке, смешных очках и с развевающимся, как шлейф, белым шарфом. Это, видимо, и пленило жюри приуроченного к выставке конкурса, и сине-бело-красные Су-38 и Су-48 получили премии в номинации "предметный дизайн".

Дизайном по бездорожью

Сегодня отношения промышленников и дизайнеров осложняет вовсе не отсутствие талантливых профи. Если и есть в нашем нынешнем промдизайне модная тенденция, то это, конечно, не линии и не цвета, а стремление сэкономить на услугах дизайнера. В самом деле, сейчас далеко не каждое предприятие, которому удалось выжить, сочтет рентабельным содержать команду высокопрофессиональных фантазеров, которые будут за деньги предприятия вдумываться в сущность чайника и месяцами вырисовывать фасочку радиоприемника. Сегодня большинство предпочитает другие пути. Во-первых, можно воспользоваться старыми разработками того же ВНИИТЭ (старомодно, но надежно). Или купить за границей новую линию вместе с прилагающейся к ней дизайн-программой. Наконец, послать расторопного парнишку в какой-нибудь "Электронный рай", чтоб он срисовал там, что надо, а потом упростить это и внедрить. Своего лица, конечно, не обретешь, зато сэкономишь.

Часто так и бывает. Но вот, например, на КамАЗе решили попробовать по-другому. Как только завод получил право самостоятельно продавать свои машины, занялись их обликом. За основу взяли старый стиль КамАЗа, разработанный еще в 70-е годы, сделали краски ярче, поменяли звездочку на лошадку и придумали новый образ для спортивной модели КамАЗ-49251. Спортивный грузовик этой модели уже несколько раз побеждал в таких престижных гонках, как ралли Париж-Дакар. Начались победы, пришли контракты на поставку машин. Пришли контракты, появились деньги, дизайнеры сделали грузовики еще более эффектными и запоминающимися, разработали фирменную экипировку для водителей, выпустили рекламные буклеты. С тем же упорством, с каким спортивный КамАЗ таранит барханы на гонках по пустыни, рабочий грузовик стал продираться на международный рынок, по ходу дела оттачивая свой внешний вид. В общем, сегодня КамАЗ получил Гран-при за то, что доказал - дизайнер на серьезном промышленном предприятии отнюдь не лишний человек.

Без ретрухи

На ВАЗе в пользе дизайнеров, похоже, не сомневаются. В Сокольниках высадился целый десант в виде управления дизайна АО "АвтоВАЗ" во главе начальником управления Павлом Шестаковым. С собой вазовцы привезли несколько новых моделей поистине неземных оттенков. Светло-салатовым цветом электромобиль "Рапан" напоминал пиджак Дэвида Боуи, в котором тот, бывало, выходил к публике в начале 90-х.

Присутствие вазовцев на выставке было тем интереснее, что пару лет назад лауреатами подобного конкурса стали дизайнеры ГАЗа, представившие публике вариант до боли знакомого чиновничьего транспорта, только еще больше раздувшегося от важности и позаимствовавшего черты от той старой "Волги", что "с оленем", а заодно, кажется, и "Победы". Один из создателей симпатяги-"рапанчика" Владимир Плешанов сказал, что мода на ретро, процветшая сегодня отнюдь не только в Нижнем Новгороде, но и в США, и Японии, их на ВАЗе не вдохновляет, и в прошлое им совершенно не хочется. Чем пленяла эта команда из Тольятти, получившая звание "дизайнерская фирма года", так это желанием выжить во что бы то ни стало. А почему будущее их привлекает гораздо больше, чем прошлое, стало понятно после выступления их командира Шестакова перед собранием всех участников выставки. "Будущее, - заявил он, - за богатым дизайнером".