Тест на адекватность

Спрос на государство
Москва, 15.01.2001
«Эксперт» №1-2 (262)
Минэкономразвития предложило пакет мер, принятие которых позволит существенно снизить административные барьеры для ведения бизнеса

Жутковатое слово "дерегулирование" можно перевести с бюрократического языка на человеческий как "уменьшение участия государства в делах бизнеса". Спрос на это уменьшение давно предъявлен государству (см., в частности, "Эксперт", N42 от 8 ноября 1999 года: "Важнейшие проблемы российского бизнеса") наравне со спросом на стратегию, поскольку и постоянная готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки, и отсутствие понимания того, куда движется страна, сужают горизонты делового планирования до уничижительных размеров.

Дать бой излишней зарегулированности бизнеса вознамерилось руководимое Германом Грефом Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), которое в ноябре прошлого года внесло на рассмотрение кабинета министров пакет из нескольких законопроектов. Наиболее важными из них, на наш взгляд, являются три: "О регистрации юридических лиц", "О порядке проведения государственного контроля и надзора при производстве товаров, работ и услуг..." и "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Первый законопроект, по словам самого Грефа, "изничтожает все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов". Оснований для отказа в регистрации остается два: отсутствие необходимых документов или грубое их несоответствие законодательству (читай - фальсификация). При этом предполагается введение жесткой ответственности за представление недостоверных сведений при регистрации. Как говорил Герман Греф, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".

Законопроект вводит наконец принцип регистрации "в одном окне" - в одном регистрационном ведомстве (вероятнее всего, им окажется Минюст, которому будут переподчинены действующие регистрационные палаты) - и ограничивает срок регистрации десятью днями. Понятно, что такой порядок существенно упрощает жизнь предпринимателям, особенно тем, кто занимается малым и средним бизнесом.

Второй законопроект коренным образом пересматривает подходы к текущему контролю за деятельностью предприятий. Сегодня на предприятие в любой момент может прийти с проверкой чиновник практически любого ведомства, в принципе осуществляющего контрольные функции. Таким образом, реализуется извращенная и пагубная как для бизнеса, так и для государства схема самофинансирования чиновничества - "на кормлении".

Новый законопроект предусматривает имущественную ответственность чиновников за превышение полномочий при проведении проверок. Внеплановые проверки не должны будут проводиться чаще одного раза в два года. Причем основанием для внеплановых проверок не могут быть анонимные жалобы, а персонифицированные жалобы, спровоцировавшие проверку, но не подтвердившиеся, могут быть обжалованы в суде с последующим уголовным преследованием недобросовестных жалобщиков - за клевету.

Новая редакция Закона о лицензировании кратно сокращает число видов деятельности, подлежащих лицензированию: по оценкам Минэкономразвития, сегодн

У партнеров

    Реклама