Тест на адекватность

Андрей Галиев
15 января 2001, 00:00

Минэкономразвития предложило пакет мер, принятие которых позволит существенно снизить административные барьеры для ведения бизнеса

Жутковатое слово "дерегулирование" можно перевести с бюрократического языка на человеческий как "уменьшение участия государства в делах бизнеса". Спрос на это уменьшение давно предъявлен государству (см., в частности, "Эксперт", N42 от 8 ноября 1999 года: "Важнейшие проблемы российского бизнеса") наравне со спросом на стратегию, поскольку и постоянная готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки, и отсутствие понимания того, куда движется страна, сужают горизонты делового планирования до уничижительных размеров.

Дать бой излишней зарегулированности бизнеса вознамерилось руководимое Германом Грефом Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), которое в ноябре прошлого года внесло на рассмотрение кабинета министров пакет из нескольких законопроектов. Наиболее важными из них, на наш взгляд, являются три: "О регистрации юридических лиц", "О порядке проведения государственного контроля и надзора при производстве товаров, работ и услуг..." и "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Первый законопроект, по словам самого Грефа, "изничтожает все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов". Оснований для отказа в регистрации остается два: отсутствие необходимых документов или грубое их несоответствие законодательству (читай - фальсификация). При этом предполагается введение жесткой ответственности за представление недостоверных сведений при регистрации. Как говорил Герман Греф, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".

Законопроект вводит наконец принцип регистрации "в одном окне" - в одном регистрационном ведомстве (вероятнее всего, им окажется Минюст, которому будут переподчинены действующие регистрационные палаты) - и ограничивает срок регистрации десятью днями. Понятно, что такой порядок существенно упрощает жизнь предпринимателям, особенно тем, кто занимается малым и средним бизнесом.

Второй законопроект коренным образом пересматривает подходы к текущему контролю за деятельностью предприятий. Сегодня на предприятие в любой момент может прийти с проверкой чиновник практически любого ведомства, в принципе осуществляющего контрольные функции. Таким образом, реализуется извращенная и пагубная как для бизнеса, так и для государства схема самофинансирования чиновничества - "на кормлении".

Новый законопроект предусматривает имущественную ответственность чиновников за превышение полномочий при проведении проверок. Внеплановые проверки не должны будут проводиться чаще одного раза в два года. Причем основанием для внеплановых проверок не могут быть анонимные жалобы, а персонифицированные жалобы, спровоцировавшие проверку, но не подтвердившиеся, могут быть обжалованы в суде с последующим уголовным преследованием недобросовестных жалобщиков - за клевету.

Новая редакция Закона о лицензировании кратно сокращает число видов деятельности, подлежащих лицензированию: по оценкам Минэкономразвития, сегодня государственные органы выдают более 500 видов лицензий, а по принятии нового закона их останется несколько десятков. Из списка вычеркнуты преимущественно те бизнесы, которые подлежат другим видам государственного контроля.

Представленный пакет законопроектов ожидает очевидно нелегкая судьба. Это только на первый взгляд государству проще уйти откуда-нибудь, нежели проложить новый маршрут в неведомое: разработка стратегии развития страны для абсолютного большинства чиновников - вещь абстрактная и ненадежная, а деньги, которыми от проверок откупаются предприниматели, конкретны, и получить их можно без особых хлопот. "Дерегулировщики" это явно понимают. Не случайно они с самого начала ведут речь о том, что "только увязка отдельных правовых процедур и институтов в единый механизм позволяет обеспечить практическую реализацию каждой отдельной процедуры или института" (цитата из сопроводительных документов). В пакете есть более и менее проходные законопроекты: если в момент внесения документов в правительство предложения по регистрации согласовали почти все министерства и ведомства, по лицензированию - некоторые, то законопроект о регламентировании проверок не завизировало ни одно из них.

И все же в МЭРТ, по словам замминистра Александра Маслова, "есть сдержанный оптимизм, что пакет пройдет, он уже нашел поддержку в правительстве и администрации президента". Этот оптимизм представляется оправданным: вероятнее всего, Владимир Путин не захочет провалить совсем простой тест на адекватность власти современным экономическим условиям, которым, собственно, и является пакет по дерегулированию.

Во-первых, предлагаемые меры действительно просты и понятны всем, в том числе и тому, кто не является профессиональным экономистом. В условиях резкой концентрации принятия управленческих решений на президентском уровне это важно. Во-вторых, нашему президенту должна импонировать логика "три копейки - три доллара - три года тюрьмы".

И в-третьих, предложения Минэкономразвития точно соответствуют тем идеям, которые выражал сам Владимир Путин. "Необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике - это, без всяких сомнений, защита экономической свободы. Наша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать", - эти слова были сказаны президентом еще в июле прошлого года.