Уныние в Детройте

22 января 2001, 00:00

Первым неблагоприятным симптомом для американской экономики стал спад продаж новых автомобилей. В декабре прошлого года количество автомобилей, проданных "большой тройкой" - компаниями Ford, General Motors и Chrysler, снизилось на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Накануне открытия ежегодного январского автошоу в Детройте большинство автопроизводителей объявили, что в первом квартале этого года они ожидают уменьшения продаж на 17-26% по сравнению с тем же периодом 2000 года. В течение всего года, по самым пессимистичным прогнозам, продажи "большой тройки" сократятся на треть.

Общей причиной спада в автомобильной индустрии США является падение покупательной активности, вызванное замедлением темпов роста американской экономики. Потери автомобильных компаний вызваны и успехом на рынке США японских и корейских автопроизводителей. Автомобили из Южной Кореи - почти монополисты сектора моделей в ценовой категории до 10 тысяч долларов, где американские компании продают лишь одну модель Geo Prism, американскую копию Suzuki Swift из Японии. В "дорогом" секторе - свыше 20 тысяч долларов - конкуренцию американским машинам составляют автомобили Toyota (общий рост продаж 9,7%) и Honda. Впервые внедорожники Toyota стали третьими по популярности на внутреннем рынке США, оставив позади американскую марку Dodge.

Наконец, разбогатевшие за годы фондового бума потребители стали покупать больше дорогих, по американским меркам, европейских автомобилей - Volkswagen (лидер по росту продаж - 12,6%), Volvo, BMW и DaimlerChrysler. В этом году эксперты прогнозируют продолжение данной тенденции. Из-за "непатриотичного" поведения американцев продукция Ford и General Motors остается на складах 90-100 дней. А предложенные рынку альтернативы, вроде популярной модели Chrysler PT Crusier, были поначалу тепло встречены публикой, но конструкторские просчеты и задержки с выпуском модели на рынок привели к быстрому снижению покупательского интереса.