После слияния посредников по торговле оружием в единый "Рособоронэкспорт" и принятия президентом указа, определяющего новый порядок управления сферой военно-технического сотрудничества (ВТС), государство вновь оказалось перед принципиальным выбором модели организации отечественного оружейного экспорта.
Власть сегодня имеет все правовые возможности двигаться как в направлении дальнейшего углубления уровня монополизации ВТС, установив технические барьеры на пути предоставления производителям права внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, так и сохранить олигополию на рынке, поддерживая множественность спецэкспортеров и формируя на их базе крупные интегрированные структуры.
Пока по указанию правительственных чиновников приостановлено оформление для доклада президенту материалов о предоставлении ряду предприятий права экспорта вооружения и военной техники. Однако в ближайшее время президенту в соответствии с законодательством придется определиться в этом вопросе.
Так, уже истекли сроки действия разрешительных документов у ЦКБ МТ "Рубин", заканчиваются они и у ОАО "ПК Концерн 'Антей'". Между тем эти поставщики имеют контрактные обязательства до 2003-го и 2015 года. Значителен и объем их портфелей заказов. В завершающей стадии находится также согласование документов на предоставление права спецэкспортера нескольким новым предприятиям. Сегодня доля экспорта продукции военного назначения, осуществляемого непосредственно разработчиками и производителями, составляет до 20% от общего объема экспорта данной продукции.
Четыре реорганизации системы ВТС (1992-го, 1995-го, 1997-го и 2000 года) и неоднократная смена руководства компаний-госпосредников показали, что, несмотря на все реформы и перетряски в политике госторгпосредника, в сфере ВТС характерно стремление к максимизации текущей прибыли в ущерб реализации глобальной рыночной стратегии.
В ситуации чистой монополии госпосредник приобретает возможность извлекать гарантированные сверхдоходы от 20 и выше процентов от стоимости контрактов за счет увеличения комиссионного вознаграждения, страхования, транспортных и накладных расходов и изымать на оплату услуг иностранных посредников и консультантов до 25-30% валютной выручки. В результате предприятия промышленности получают не более 50-55% валютной выручки (без вычета налогов и прочих расходов). В погоне за сверхприбылями монопольный государственный посредник начинает концентрироваться на поставках в традиционные страны-импортеры новейших образцов вооружения и военной техники, что неизбежно ведет к деградации региональной структуры экспорта и падению экспортного потенциала. Такая модель организации ВТС ведет в конечном счете к снижению общих объемов поступлений от экспорта вооружений, которые составляют более двух третей доходов российской оборонной промышленности.
В условиях жестких бюджетных ограничений на оплату военных НИОКР и усиления международной конкуренции на мировом оружейном рынке сама логика экономической ситуации диктует необходимость одновременного и скоординированного использования государством возможностей госпосредника и крупных промышленных предприятий-спецэкспортеров. Реализация межправительственных соглашений и политически значимых коммерческих контрактов даже в отдаленной перспективе должна относиться к ведению госпосредника. Но только промышленные холдинги, опираясь на анализ своих научных и производственных возможностей, в состоянии вырабатывать и осуществлять долгосрочную рыночную стратегию.
Начавшийся процесс формирования в оборонной промышленности системообразующих государственных холдингов должен сопровождаться предоставлением им права внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. При этом конфигурация холдингов либо картельные соглашения должны исключать конкуренцию между ними на внешнем рынке, в том числе по взаимозаменяемым образцам вооружения и военной техники.
Накладывая весьма жесткие ограничения на экспортную деятельность в сфере ВТС, государство в то же время не может игнорировать необходимости создания четкой системы поддержки экспорта предприятиями военной продукции, которая будет обеспечивать увеличение спроса и оживление его конъюнктуры. В данную систему входят меры по кредитованию производства экспортной продукции и гарантированию государством кредитов на эти цели; использования политического влияния на потенциальных импортеров; информационному сервису по предоставлению данных о рынках, конъюнктурной и специальной информации.