Муниципальные тревоги

Политика
Москва, 12.02.2001
«Эксперт» №6 (266)

Конгресс муниципальных образований России обратился к президенту Владимиру Путину с петицией. Мэры десятков городов и главы районов просят о личной встрече и заявляют о том, что институт местного самоуправления в стране находится под угрозой.

"Федеральная власть проявляет почти преступное равнодушие к проблемам местного самоуправления", - так в беседе с корреспондентом "Эксперта" прокомментировал этот факт зампред комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин. Распоряжения президента о местном самоуправлении категорически не исполняются, а старые законы препятствуют любым начинаниям. В 1998 году у муниципальных образований отобрали то, что им гарантировано Конституцией - возможность самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Тогда правительство отменило целый ряд местных налогов и ввело взамен новые, которые передала в распоряжение субъектов федерация.

Сегодня местная власть не может управлять получаемыми налогами, а значит, не в состоянии развивать города и привлекать инвесторов. Центр явно стремится к перераспределению финансовых полномочий от местных властей к региональным. "Это инерция политики федеральных финансовых ведомств, в первую очередь Минфина, с которым в данном вопросе сотрудничает бюджетный комитет Госдумы, - полагает Митрохин. - Есть много версий, почему так происходит. Думаю, просто удобнее работать с 89 субъектами, чем с 13 тысячами муниципальных образований. Еще одна причина - политическая сила губернаторов в Совете Федерации, которой они не намерены делиться".

Другая проблема местного самоуправления заключается в отсутствии механизмов финансового выравнивания, то есть распределения ресурсов между богатыми и бедными территориями. В России продолжают жить по принципу "дам кому хочу". Особое беспокойство муниципальных руководителей вызывают внесенные в Думу поправки к новому Закону о местном самоуправлении. В соответствии с ними, на первом этапе города, в которых проживает свыше 50 тысяч жителей, на федеральном уровне могут быть переведены на особое регулирование (что сие означает, не знают даже депутаты, которые поправок еще не видели). Известно, что сейчас такой режим касается лишь приграничных зон. Второй этап - это установление в тех же городах с населением более 50 тысяч (а таких по России около 80%) государственной власти, то есть, назначение мэров сверху, а не выборным путем. Тем самым единственный развитый в России механизм участия граждан в местном самоуправлении может быть уничтожен.

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (266) 12 февраля 2001
    Приморский кризис
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама