Облигационный бум

Армен Мунаян
26 февраля 2001, 00:00

Россияне уже купили корпоративных облигаций на два миллиарда долларов и продолжают покупать

С момента первых корпоративных займов "Газпрома", "ЛУКойла" и ТНК, ориентированных на российских инвесторов, прошло всего полтора года. За это время число эмиссий облигаций достигло полусотни, а объем привлеченных таким образом средств - двух миллиардов долларов. Очевидно, что этот способ финансирования бизнеса становится чрезвычайно популярным. Не менее очевидно, что два миллиарда внутренних корпоративных займов - свидетельство роста внутреннего инвестиционного потенциала.

Облигации - явный хит сезона. Однако существует два типа облигаций. Первые, "непубличные", фактически недоступны массовому инвестору, а ко вторым, "публичным", стоит присмотреться.

Непубличные эмиссии

В списке крупнейших заемщиков помимо всем знакомых имен есть ряд компаний, о которых не только широкой публике, но и профессионалам рынка практически ничего не известно. А размещают они облигаций на десятки и сотни миллионов долларов. Мы попытались разобраться только с одной такой компанией - ЗАО ИК "МДМ-Траст". Эта фирма, явно аффилированная с МДМ-банком, ухитрилась разместить за несколько дней облигаций на четверть миллиарда долларов. В пресс-службе МДМ-банка не стали ни опровергать, ни подтверждать свою "причастность" к "МДМ-Трасту", а комментировать поражающие воображение скорость и объемы размещения, а также суть бизнеса заемщика наотрез отказались. По единственному доступному в справочниках телефону "МДМ-Траста" сообщили, что отвечать на вопросы прессы о деятельности компании может лишь один человек, который находится в отпуске.

Впрочем, и без комментариев ситуация понятна. Финансирование промышленных проектов (поглощение угольных и чернометаллургических предприятий) МДМ-банка вполне могло происходить через его дочерние или аффилированные структуры. А вместо кредитования "дочек" руководство банка, видимо, решило применить способ облигационного заимствования. Но в любом случае, непубличность размещений этих облигаций очевидна.

Публичные эмиссии

Рост спроса со стороны российских физических и юридических лиц на облигации можно считать свершившимся фактом. Если на начальном этапе сливки этого спроса снимали крупнейшие приватизированные компании, то теперь возможность финансироваться таким образом есть у любой компании, обладающей узнаваемым брэндом. Последний пример - эмиссия облигаций крупнейшего российского производителя парфюмерно-косметической продукции концерна "Калина". По пути "Калины" наверняка пойдут уже в самое ближайшее время и прочие частные компании.

Концерн планирует разместить процентные облигации с плавающим купоном на сумму примерно в 2,5 млн долларов со сроком погашения три года. Привлеченные деньги предполагается использовать на модернизацию производства и пополнение оборотных средств.

"Калина" на первый взгляд обречена на успех. Это самая динамичная компания в своем секторе (11-е место в рейтинге самых динамичных компаний "Эксперт-200"), ее отличает мощная, даже агрессивная экспансия на рынках сбыта. Темпы роста впечатляют: за четыре года (с 1996-го по 1999-й) оборот концерна вырос в шесть раз в долларовом выражении, а чистая прибыль - в семь раз.

Начиная с 1998 года компания успешно поглотила три завода (в Омске, Алмалыке и Николаеве) и создала широкую дилерскую сеть. В результате сейчас "Калина" - второй по величине (после Procter & Gamble) оператор рынка косметической продукции, средств гигиены и моющих средств, гордо именующий себя транснациональной компанией.

При таких темпах роста неизбежно возникает потребность во внешних источниках финансирования. До сих пор единственным значимым источником внешнего финансирования были вложения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в уставный капитал "Калины": в 2000 году ЕБРР приобрел за 10 млн долларов 16,6% акций компании.

Размещение облигаций на 70 млн рублей - лишь первый этап программы корпоративного финансирования концерна. Всего же компания планирует только в течение года разместить облигаций на 500 млн рублей, и, естественно, успех первого размещения даст "зеленый свет" следующим эмиссиям. Представители андеррайтера выпуска практически не сомневаются в успехе размещения. Управляющий директор "Авиа-Траст-Инвеста" (финансовый консультант, андеррайтер, платежный агент и маркет-мейкер размещения) Вадим Ступников считает, что "существующий спрос на облигации компании настолько высок, что вполне адекватен и последующей эмиссии - уже на семнадцать миллионов долларов".

Однако аналитики ряда крупных инвестиционных компаний достаточно прохладно восприняли эмиссию "Калины". Причины такого отношения в политике размещения, которой придерживается сам концерн. На фоне большого спроса из рынка пытаются "выжать" максимум: повышают цены, тем самым снижая доходность для инвесторов. По мнению же аналитиков, успеха легче было бы достичь, представь "Калина" на рынок облигации с доходностью чуть больше среднерыночной. В этом случае концерн помимо первичных инвесторов заинтересовал бы своими облигациями многочисленных спекулянтов и трейдеров, тем самым поспособствовав быстрому созданию вторичного рынка. А активный вторичный рынок - залог успеха будущих размещений.