На российском кондитерском рынке смутные времена. После долгих лет показного благополучия у крупнейших производителей сладкого скандалы пошли один за другим. В конце февраля крупнейший концерн "Бабаевский" попытался избавиться от своего владельца - Инкомбанка. Теперь сменилась власть на старейшей московской кондитерской фабрике "Рот Фронт". 7 марта на внеочередном собрании акционеров предприятия был избран новый совет директоров.
Смена власти происходит на фоне общего падения производства. По итогам прошлого года выпуск шоколада, карамели и вафель у "Бабаевского" уменьшился на 6%, у "Рот Фронта" - на 10%. Напомним, что потребление россиянами сладостей за тот же отчетный период выросло на 8%. Однако ростом рынка сумели воспользоваться только западные компании: Nestle, Mars, Cadbury и Stollwerсk. Последний, например, увеличил свое производство за прошлый год на 16% и запланировал еще 20-процентный рост на этот год. Производство Nestle за год выросло и вовсе на 33%. Причем особенно уверенно иностранцы чувствуют себя на рынке шоколада (см. график).
В результате самая рентабельная в кондитерке шоколадная отрасль оказалась на грани вымирания. Совокупная рыночная доля отечественных производителей здесь составляет уже менее 30%. Их дальнейшая судьба зависит от того, смогут ли ведущие производители отрасли грамотно повести себя в сложившейся ситуации. Если будут приняты неверные решения, уже к концу года российская кондитерка может практически полностью перейти под контроль иностранцев.
Скучные подробности
Упомянутые кондитерские скандалы так или иначе связаны с собственностью разорившегося Инкомбанка, в свое время купившего контрольные пакеты акций "Бабаевского" и "Рот Фронта". И вот теперь бабаевцы, чтобы избавиться от своего владельца, провели дополнительную эмиссию акций. В результате контрольный пакет "Инкомбанка" (51%) превратился в блокирующий (38,3%). На "Рот Фронте" власть перешла от Инкомбанка к Гута-банку. Бывший председатель совета директоров "Рот Фронта" Дмитрий Невежин, ранее занимавший должность первого заместителя председателя Инкомбанка, был заменен на Артема Кузнецова, президента Гута-банка.
Гута-банк к моменту проведения собрания акционеров "Рот Фронта" был уже владельцем контрольного пакета предприятия. Правда, каким образом он лишил этого пакета Инкомбанк, никому неведомо. История эта темная. Рассказывают, что до кризиса пакет принадлежал компаниям, аффилированным с Инкомбанком. Поэтому в бывшем совете директоров "Рот Фронта" пять из девяти мест принадлежали инкомовским банкирам. Однако, по словам г-на Кузнецова, Гута-банк еще в 1999 году приобрел подконтрольные Инкомбанку компании со сложными названиями "Варун", "Флорэна" и "Байкал-азимут", которые и контролировали соответственно 17,87%, 15,32% и 18,42% (чуть больше 51%) акций "Рот Фронта".
У кого именно и почем были куплены эти компании, Артем Владиславович не уточняет, ссылается на коммерческую тайну. Зато г-н Невежин убежден, что контрольным пакетом акций Гута-банк завладел незаконно. "Они после кризиса какое-то время участвовали в реструктуризации Инкомбанка", - жалуется Дмитрий Иванович. - Вот тогда под шумок они и увели наши активы".
Судя по накалу страстей, кондитерские скандалы будут продолжены. По поводу допэмиссии акций "Бабаевского" уже к настоящему времени Московским арбитражным судом и Апелляционной палатой принято несколько взаимоисключающих решений. По словам представителей Инкомбанка, в судебном производстве находится и 15 дел по иску о незаконности приобретения Гута-банком контрольного пакета "Рот Фронта". Так что впереди у руководителей и владельцев "Бабаевского", Инкомбанка и Гута-банка череда долгих судебных разбирательств на предмет легитимности проведенных внеочередных собраний акционеров и действительности их результатов.
Интересные подробности
Впрочем, смысл происходящего очевиден уже сейчас. Ясно, что у обанкротившегося Инкомбанка некие ловкие люди пытаются увести активы. Цена вопроса - 50-70 млн долларов. Именно такую сумму комитет кредиторов банка рассчитывал получить, продав на открытом аукционе контрольные пакеты акций "Рот Фронта" и "Бабаевского". Весь вопрос в том - кто эти люди.
На первый взгляд, ответить на него несложно. На "Бабаевском" против Инкомбанка играет руководство предприятия во главе с президентом Сергеем Носенко. Побудительные мотивы Носенко лежат на поверхности: кондитеры боятся быть проданными. Новый хозяин - это головная боль для руководства. У владельца обычно возникают вопросы об эффективности работы предприятия, соответствии квалификации менеджмента занимаемым должностям и так далее. Г-н Носенко, естественно, защищает свое кресло, в котором он бессменно сидит уже не первый год.
Что касается Гута-банка, то его интерес к "Рот Фронту" продиктован вроде бы стратегией бизнеса. По словам Артема Кузнецова, банк сейчас на подъеме и расширяет сферу деятельности. "До этого мы больше внимания уделяли развитию банковских услуг, - рассказывает Артем Владиславович. - На этом направлении мы добились определенных успехов. Теперь у нас есть время заняться производством". Президент Гута-банка собирается вложить в "Рот Фронт" как минимум 20 млн долларов. Деньги пойдут на создание полноценного брэнда "Рот Фронта", на модернизацию производства фабрики и на организацию современного производства картонных коробок для шоколадных конфет, печений, тортов и вафель.
Однако если присмотреться к происходящему на "Бабаевском" и "Рот Фронте" внимательнее, можно обнаружить еще одну заинтересованную сторону. За кондитерские активы Инкомбанка готово побороться правительство Москвы. Оно принимает активное участие в обоих конфликтах и играет против Инкомбанка. Скажем, на "Рот Фронте" представитель мэрии на внеочередном собрании акционеров проголосовал 23-процентным пакетом акций (такой пакет принадлежит городу) за переизбрание совета директоров в пользу Гута-банка. На "Бабаевском" вместе с г-ном Носенко столичное правительство убеждало кредиторов Инкомбанка согласиться с допэмиссией и даже предлагало выкупить за 15 млн долларов инкомовский пакет (сущие копейки по сравнению с предполагаемой рыночной стоимостью в 50-70 млн).
Действия московских властей выглядят странно. Дело в том, что московское начальство само является кредитором Инкомбанка. Банк задолжал городскому бюджету около 300 млн долларов. В теории мэрия сама должна бы бороться за сохранение активов должника, надеясь вернуть себе хоть какие-то деньги. Однако на практике все происходит с точностью до наоборот. Почему?
Московская логика
Пару месяцев назад Сергей Носенко в одном из интервью заявил, что он совместно с мэрией занят созданием Межрегиональной продовольственной корпорации. По словам Носенко, корпорация задумывается нешуточная. Она будет состоять из нескольких холдингов: кондитерского, сахарного, масложирового и молочного. Как рассказал Сергей Михайлович, на создание этого гиганта индустрии московское правительство готово потратить около 60 млн долларов.
Таким образом, не исключено, что "Бабаевский" и "Рот Фронт" - часть грандиозного столичного плана. Если московским властям не удастся отбить кондитеров у Инкомбанка, придется покупать их на открытом рынке за 50-70 млн долларов. А так, в случае проигрыша Инкомбанка, тратиться вообще не придется. Сергей Носенко, например, уже горит желанием бесплатно войти в будущую грандиозную корпорацию. Артем Кузнецов тоже не против. "Если нас позовут, мы с удовольствием поучаствуем", - заявляет он.
Хорош ли столичный план и будет ли от него прок, к сожалению, остается только гадать. В этом, собственно, и кроется основная проблема. Руководители крупнейших отечественных кондитерских концернов за последние десять лет не научились эффективно вести свои дела. Их бизнес плох. Они не справляются с западными конкурентами, не занимаются маркетингом и брэндингом, не имеют адекватной стратегии развития отрасли. В результате медленно, но верно падают объемы производства, сокращаются рыночные доли.
Спасут ли ситуацию планы московского правительства? Участники рынка высказываются на этот счет пессимистично, называя идею продовольственной суперкорпорации бредом. "Это называется не продовольственной корпорацией, а мегаломанией, - говорит Валерьян Хубулава, президент кондитерского холдинга 'Сладко'. - Это просто такая болезнь, когда руководители с помощью укрупнения своих компаний стараются увеличить и свою собственную власть". "Московское правительство может выступить только в роли политического объединителя 'Бабаевского' и 'Рот Фронта', - высказывает свое мнение Дмитрий Невежин. - Но дело-то ведь не в политике, а в менеджменте. На этих предприятиях нужно менять старые принципы работы. Однако героя, который возьмет на себя эту миссию, пока на горизонте не видно".
Между тем за всей этой ситуацией весьма пристально следят иностранцы. По словам Дмитрия Невежина, бывшего председателя совета директоров "Рот Фронта", Инкомбанку уже поступают от западных компаний предложения о покупке его кондитерских активов. От каких именно, он не уточняет. Впрочем, интересы иностранных производителей на отечественном кондитерском рынке вполне очевидны. Все кондитеры уже несколько лет ждут бума. Не зря европейский фонд прямых инвестиций "Бэринг Восток" потратил более 40 млн долларов, чтобы создать на базе трех региональных кондитерских фабрик холдинг "Сладко". Nestle начиная с 1995 года вложила в самарскую фабрику "Россия" 86 млн долларов, Stollwerck в свою фабрику в Покрове - около 34 млн.
До сих пор ведущие российские производители сладкого "выдавливались" с рынка естественным путем. Теперь же настал момент, когда их могут просто скупить западные конкуренты. Во всяком случае Инкомбанк планирует уже в этом году разобраться со своими активами и выставить их на открытый аукцион.