Равноудаляемся от МВФ

Разное
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)

На прошлой неделе российские власти внезапно сообщили, что не намерены согласовывать с Международным валютным фондом программу своих действий на текущий год. Сделано сообщение было с имманентной нам дипломатической грацией: несколько дней наши контрагенты в МВФ не знали, является ли отказ от совместного подписания программы "позицией переговорщиков с российской стороны", то есть ЦБ и Минфина, или официальной позицией правительства. Еще в январе, когда неделями никто не понимал, отказывается ли Россия платить по долгам и как соотносятся между собой высказывания на эту тему различных начальников, можно было сообразить, что престижа стране такие игры не добавляют. Но, видно, природу не переборешь.

Смысл же происшедшего, по словам Алексея Кудрина, а также неназванных представителей кабинета, таков. Наши игры с МВФ доселе шли так: при согласовании программы действий на год мы под давлением фонда вынуждены были включать в нее те или иные "дополнительные" позиции, вовсе России не нужные. За такое насилие над собой мы получали один или два транша очередного кредита МВФ, а потом выяснялось, что "дополнительные" обязательства Россия так и не выполняет, - и на следующий год все начиналось сызнова. Сейчас острой надобности в кредите фонда не наблюдается; правительство решило порвать порочный круг и не принимать обязательств, которых не намерено выполнять. Поскольку же без такого рода "дополнительных" пунктов МВФ не хочет подписывать программу, что делать - придется в этом году обойтись без нее.

Логика правительства понятна. Долги свои мы сейчас аккуратно платим; для реструктуризации пиковых платежей 2003 года согласованная с МВФ программа на текущий год не нужна, а нужна одобренная фондом трехлетняя программа. Поэтому программу этого года можно не подписывать, но использовать для продолжения переговоров с МВФ ее практически уже готовый текст (он будет опубликован как объединенная декларация правительства и ЦБ по экономической политике). В конце концов, смысл не в том, чтобы программу проштемпелевал МВФ (и репутация-то у фонда после "азиатского" кризиса далеко не та, что прежде), а в том, чтобы ее выполнить. Так можно будет пока не давать неприятных нам обещаний - например, публиковать данные о политике правительства в сфере оборота драгметаллов. Такую информацию, стоящую немалых денег, не хочется "сдавать" даром. Когда позарез понадобится для переговоров о реструктуризации, на это можно будет пойти, а так, на ровном месте, - зачем же?

Реакция МВФ на демарш России на дипломатическом языке называется "недоумение". Нет, официальные лица фонда, как им и положено, полны оптимизма и дружелюбия. Глава московского представительства МВФ Пол Томсен заявил, что сейчас фонд обсуждает с российскими властями схему мониторинга экономических параметров России - обязанность хотя бы раз в полгода обсуждать с фондом свою экономическую ситуацию распространяется на все страны, долг которых перед МВФ превышает их квоту (долг России превышает ее квоту в полтора раза). В мае резуль

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама