Будущее из виртуальных кубиков

Международный бизнес
Москва, 23.04.2001
«Эксперт» №16 (276)
Компания Lego делает выбор между традиционными и компьютерными игрушками

Не случайно именно в Дании - одной из самых сказочных стран Европы - стали возможны сказочная история маленьких разноцветных пластмассовых кубиков или кирпичиков и столь же сказочный успех небольшой компании по их производству. За последние пятьдесят лет семейное предприятие Lego продало более 300 млрд (!) пластиковых деталей. Их дважды называли игрушкой века - сначала журнал Fortune, затем Британская ассоциация производителей игрушек. Более чем для 300 млн людей по всему миру они стали символом детства, а для многих взрослых продукция Lego до сих пор является не просто игрушкой, а культурным архетипом, заключающим в себе философию развития и креативности.

Однако, судя по всему, для датской игрушечной империи (Lego, кстати, является самым популярным игрушечным брэндом в России) с концом тысячелетия кончилась и сказка: 2000 год стал самым неудачным за всю историю существования компании. Всеобщая "виртуализация" жизни меняет представление о том, какими должны быть игрушки. Убытки Lego за прошлый год составили 125 млн долларов, и спешная реструктуризация компании, призванная повысить эффективность менеджмента, пока не принесла ожидаемых результатов. Похоже, это связано с тем, что проблема гораздо сложнее. Нужны ли в новом веке старые игрушки? От ответа на этот вопрос во многом зависит будущее датской компании.

Игрушки кончились

К 2005 году компания Lego, входящая сейчас в десятку крупнейших фирм - производителей товаров для детей, планировала стать самым популярным брэндом у семейных пар с детьми. Однако 2000 год принес Lego не только убытки, но и сокращение производства на 8%. На амбициозных планах руководства, предполагавшего через пять лет удвоить товарооборот, был поставлен крест. "С финансовой точки зрения прошлый год был настоящим бедствием", - сообщил общественности спикер компании Пол Плогманн. Правда, он добавил, что Lego знает, как исправить ситуацию.

Особенно обескуражил руководство Lego тот факт, что компания потерпела столь сокрушительное фиаско после тщательно спланированной реструктуризации, проходившей в 1998-2000 годах. Именно три года назад начались проблемы: впервые за всю историю своего существования фирма осталась в убытке. Тогда аналитики компании решили, что система управления предприятием не соответствует процессам глобализации: огромный административный штат по всему миру не мог эффективно скоординировать свои действия. Келд Кирк Кристиансен, глава фирмы и внук ее основателя, сократил тогда штат на 10%, а из тридцати дистрибуторов осталось семь. В Европе, где Lego раньше имела 14 торговых центров, выжили лишь бюро в Лондоне, Милане и Мюнхене. Ранее холдинговая компания, Lego стала единой. Однако все эти меры, похоже, не принесли желаемого результата.

Ситуация усугубилась для Lego тем, что датское правительство решило вынуть из самого основания игрушечной империи несколько ключевых "кирпичиков". Lego, являвшаяся с момента своего создания семейной компанией, может серьезно пострадать из-за нововведений в датском законодатель

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (276) 23 апреля 2001
    Локальные конфликты
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама