Грузинская модель власти

7 мая 2001, 00:00

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе выступил с инициативой создания в стране кабинета министров. Это событие произошло на расширенном заседании совета правящей партии "Союз граждан".

О необходимости такого нововведения несколько лет назад говорила непарламентская Республиканская партия, а совсем недавно того же потребовала оппозиционная Партия традиционалистов. Однако Шеварднадзе до сих пор категорически отказывался от таких предложений. Его решение все-таки учредить кабинет министров вызрело на фоне глубокого всеобъемлющего кризиса в стране, жестоких распрей в законодательной и исполнительной ветвях власти и, наконец, серьезного раскола в стане правящей партии. Если до недавнего времени все действия президента встречались в "Союзе граждан" на "ура", то сейчас единодушного "одобрямс" уже нет. Например, председатель парламентского комитета по экономической политике Вано Мерабишвили на днях во всеуслышание заявил: "В Грузии невозможно заниматься бизнесом, если не являешься родственником Шеварднадзе... Президент устал, слово 'реформа' он не желает слышать..."

Что же предлагает Шеварднадзе взамен нынешнего варианта исполнительной власти, когда президент лично подбирает министров, а парламент их утверждает? Сам он, если будет принят кабинетный вариант, останется главой государства и исполнительной власти. Законодательная власть будет наделена полномочиями выражать недоверие кабинету министров, который станет формироваться в зависимости от того, какие политические силы войдут в парламент. Президент же получит право распустить правительство в случае возникновения противостояния между ним и депутатами.

По характеристике Шеварднадзе, "предлагаемая модель предусматривает сильную президентскую власть, сильный парламент и правительство, наделенное не только ответственностью, но и важными полномочиями". В частности, кабинет министров получит право принимать кардинальные решения. Вместе с тем возрастут полномочия парламента с точки зрения контроля над правительством. Кроме этого, при условии создания кабинета министров помимо поста премьера будут учреждены должности нескольких вице-премьеров или госминистров. Не исключено, что на эти посты будут назначаться представители отдельных регионов Грузии, а в будущем и автономий, вышедших сейчас из-под юрисдикции центра. "Мы создадим свою, не имеющую аналогов грузинскую модель размежевания властей", - говорит Шеварднадзе.

Наблюдатели предстоящие нововведения (а в том, что они будут осуществлены, никто не сомневается) считают необходимыми и своевременными. Вместе с этим отмечается, что многое будет зависеть от кандидатуры премьер-министра. Именно этот фактор продемонстрирует, желает ли Шеварднадзе реформ в действительности. Среди наиболее вероятных кандидатур на этот пост - бывший государственный министр Нико Лекишвили, министр внутренних дел Каха Таргамадзе, министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили и спикер парламента Зураб Жвания.