Третий путь Архитектуры

4 июня 2001, 00:00

Во флигеле Музея архитектуры (МУАР) с 25 мая проходит выставка-фестиваль архитектурных идей "Архи". Ранее флигелю был уготован капремонт, завершить который не удалось: из помещения вынули всю начинку, обнажили стены до кирпича. Так появился уникальный открытый двусветный зал, идеально приспособленный для акций, не вписывающихся в рамки традиционной музейной практики.

Здесь одиннадцать молодых архитекторов и попытались выразить современным архитектурным языком сложные, казалось бы, в принципе не выразимые им понятия: "жизнь и смерть", "личность и общество", "прошлое и будущее".

Кураторы экспозиции "Архи" утверждают, что, давая участникам выставки такие задания, они хотели "заставить архитектуру говорить".

Оппозицию "Жизнь и смерть" Маша Дехтяр решила в виде пятнадцати качелей. Вместо сидений - расчерченные красными линиями фотографии полуразрушенного конструктивистского поселка под Нижним Новгородом: хаос разрушения автор превращает в искусство, умершей было архитектуре возвращает жизнь. Мгновенную трансформацию пространства можно увидеть сквозь сетчатые "Цилиндры" архитектурной команды Manipulazione Internationale. Никита Суетин доказывал простую вроде бы мысль: воплощение лишь отблеск идеи - и воздвиг на выставке небольшой павильон, где под светом ультрафиолетовой лампы зритель ощущает сопричастность с мистическим актом Творения; некоторым, правда, это напомнило дискотеку.

Обычно выставки презентуют архитектуру либо в виде макетов и фотографий (такие узкопрофессиональны и скучны), либо в виде объектов на определенную тему: стул, скворечник или вешалка (тут хоть посмеяться есть над чем). Команда "Архи" выбрала третий путь: говорить языком пространственных инсталляций о сложном. Поняла ли публика, о чем с ней говорили молодые архитекторы, пока не ясно.