Последняя американская книжка

Международный бизнес
Москва, 11.06.2001
«Эксперт» №22 (282)

На прошлой неделе французская медиагруппа Vivendi Universal Publishing объявила о приобретении четвертого по величине американского издательства Houghton Mifflin, которое специализируется на образовательной литературе. Один из старейших издательских домов США был продан по требованию его акционеров, недовольных тем, что компания закончила последние два квартала с большими убытками.

Французы пообещали акционерам Houghton Mifflin заплатить по 60 долларов за акцию, что в целом составит 2,2 млрд долларов наличными, и приняли на себя обязательство по погашению долгов компании, составляющих 500 млн долларов. Несмотря на такие траты, глава Vivendi Universal Жан-Мари Мессье заявил, что считает покупку Houghton Mifflin такой же удачной сделкой, как и недавнее приобретение MP3.com. Houghton Mifflin позволит Vivendi Universal закрепиться на перспективном американском рынке образовательной литературы, который, по оценкам аналитиков, за счет постоянно увеличивающихся тиражей и дотаций государства растет на 10% в год. О перспективах этого рынка свидетельствует и тот факт, что в США 14 млн учащихся, и на обеспечение учебниками каждого из них правительство страны тратит 300 долларов в год. Если американские официальные органы дадут добро на заключение сделки, то 48% всех прибылей подразделения Vivendi Universal, занимающегося учебной литературой, будет приходится на американский рынок. Его ежегодный торговый оборот в этом секторе составит 2,2 млрд долларов, что автоматически передвинет Vivendi Universal с пятого на второе место (после английской группы Pearson, издающей газету The Financial Times и журнал The Economist) на мировом рынке учебной литературы.

Американцы, впрочем, вряд ли разделяют радость Vivendi Universal. Если французская компания добьется своего, то почти все американские учебники будут издаваться иностранными компаниями, а четыре крупнейших издательских дома в сегменте "образование и художественная литература" окажутся под полным контролем европейских медиакорпораций. Издательский дом Random House уже принадлежит немецкой Bertelsmann, Simon & Schuster недавно купила британская Pearson, а Harcourt на прошлой неделе был куплен англо-голландской Reed-Elsevier. В США остались только два независимых издательства - Scholastic Inc. и John Wiley & Sons Publications, однако они занимают ничтожную часть американского рынка образовательной и художественной литературы.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама