Намакаронились

Экономика и финансы
Москва, 11.06.2001
«Эксперт» №22 (282)

Макаронная отрасль России, демонстрировавшая в 1999 году чудеса спорого импортзамещения (рост объемов составил почти 30%), в прошлом году снизила производство на 2%. В 2000 году выпустили 691 тыс. тонн макаронных изделий. По прогнозам участников рынка, в этом году объем выпуска не превысит 700 тыс. тонн. Аналитики полагают, что отечественные макаронники практически достигли потолка спроса, современное потребление оценивается на уровне 720-730 тыс. тонн. Импорт, занимавший в 1996-1997 годах серьезную долю рынка - до 40%, за 1998-1999 годы резко снизился и сейчас, как правило, занимает весьма скромное место и специфические ниши.

Многие российские фабрики после девальвации резко набрали обороты, инвестировав средства в реконструкцию и покупку нового оборудования, что позволило серьезно расширить ассортимент и улучшить качество.

Сейчас на рынке макаронных изделий, по мнению начальника маркетингового отдела московской фабрики "Экстра М" Валерия Калуцкого, наблюдаются две тенденции. Первая - спрос на макаронные изделия перестал расти за счет того, что на рынок стали агрессивно продвигать смежные продукты: это каши, готовые завтраки, лапша быстрого приготовления, а также картофель и изделия из него. Г-н Калуцкий сожалеет, что производители макаронных изделий никак не объединятся, по примеру многих пищевиков, в отраслевой союз или ассоциацию, что явно способствовало бы более активному продвижению продукта и повышению спроса.

Вторая характерная тенденция - концентрация на рынке: более сильные производители теснят поставщиков низкокачественной продукции. В частности, "Экстра М" в прошлом году увеличила выпуск на 40%, в первом квартале текущего года рост составил 30%. Челябинская фабрика "Макфа", прикупив летом прошлого года екатеринбургскую фабрику "Смак", нарастила объемы с 6 до 7,5 тыс. тонн в месяц. С нового года, после некоторой реконструкции "Смака", месячный объем группы "Макфа" составляет 8 тыс. тонн в месяц. По словам начальника отдела маркетинга "Макфы" Дениса Карнаева, сейчас на челябинской фабрике заканчивается строительство нового цеха, и компания намерена во втором полугодии текущего года увеличить объемы до 15-16 тыс. тонн. Денис Карнаев считает, что в ближайшие три-пять лет концентрация на рынке усилится и основные объемы поделят крупные вертикально интегрированные компании. Но возможно и появление новых прогрессивных игроков. Так, в Челябинском регионе в прошлом году на рынок макаронных изделий вышел холдинг "Комбинат имени Григоровича", который стал выпускать около 3 тыс. тонн изделий в месяц.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама