Тепло, вода и ржавые трубы

Повышение тарифов на коммунальные услуги станет единственным результатом реформы жилищно-коммунального хозяйства

Одобрив в целом концепцию реформирования РАО "ЕЭС России", правительство вольно или невольно спровоцировало лавину реформаций и в других сферах. В первую очередь - в жилищно-коммунальном хозяйстве, которое и сегодня-то находится в плачевном состоянии, а после неизбежного повышения тарифов на электроэнергию просто рухнет. Социально-политические последствия такой катастрофы даже не хочется обсуждать.

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что после многолетних обсуждений и споров реформа жилищно-коммунального хозяйства в России наконец-то начнется, причем уже в ближайшее время. Потому что откладывать модернизацию коммунального хозяйства дальше некуда. Хотя соблазн оставить это дело в наследство будущим поколениям, наверное, велик: уж больно сложное, хлопотное и неблагодарное это дело - жилищно-коммунальная реформа.

"Реформа ЖКХ - одна из самых сложных, потому что она касается каждого, - говорит академик РАЕН, президент информационно-аналитического центра НОВОКОМ Алексей Кошмаров. - Первый уровень сложности заключается в том, что за многие годы государство создало монопольную систему, когда оно само строило жилой фонд, отвечало за него и оплачивало его содержание. В общественном сознании глубоко укоренилось понимание того, что так и должно быть, и любые изменения в сторону перекладывания нагрузки на карманы граждан воспринимаются как существенное ущемление прав и свобод. Второй уровень связан с тем, что сложившаяся система коммунального хозяйства, ее финансирование и управление не имеет альтернатив и возможности для реального аудита. Нет даже механизма реального подсчета, например, стоимости кубометра воды или метра жилого фонда".

Вот такая получается веселая картинка: с одной стороны, всем вроде бы очевидно, что тарифы повышать надо, с другой - абсолютно непонятно, сколько сегодня реально стоит кубометр горячей или холодной воды, да и все другие коммунальные услуги. Мало того, сам перечень коммунальных услуг, оказываемых населению, не определен ни в одном нормативном документе, что делает весьма умозрительными методики исчисления субсидий, стандартов предельных платежей за жилищно-коммунальные услуги, да и само понятие "экономически обоснованный тариф".

Авторы концепции жилищно-коммунальной реформы в этой ситуации пошли простейшим путем: посчитали, сколько денег нужно на ремонт и поддержание российского жилищно-коммунального хозяйства в работоспособном состоянии, и собираются "забить" эту сумму в тариф для населения. Собственно, в этом и будет состоять суть первого этапа реформирования ЖКХ, который планируется осуществить в 2002-2003 годах. "Предлагаемая реформа ЖКХ на первом этапе в первую очередь призвана отработать механизмы прямых, индивидуальных дотаций гражданам на содержание их жилья со стороны государства, - разъясняет Алексей Кошмаров. - Если это удастся сделать, в этом секторе появятся реальные деньги и можно будет говорить о реальном развитии коммунального хозяйства".

После того как все граждане начнут полностью оплачивать текущие

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама