Тепло, вода и ржавые трубы

Повышение тарифов на коммунальные услуги станет единственным результатом реформы жилищно-коммунального хозяйства

Одобрив в целом концепцию реформирования РАО "ЕЭС России", правительство вольно или невольно спровоцировало лавину реформаций и в других сферах. В первую очередь - в жилищно-коммунальном хозяйстве, которое и сегодня-то находится в плачевном состоянии, а после неизбежного повышения тарифов на электроэнергию просто рухнет. Социально-политические последствия такой катастрофы даже не хочется обсуждать.

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что после многолетних обсуждений и споров реформа жилищно-коммунального хозяйства в России наконец-то начнется, причем уже в ближайшее время. Потому что откладывать модернизацию коммунального хозяйства дальше некуда. Хотя соблазн оставить это дело в наследство будущим поколениям, наверное, велик: уж больно сложное, хлопотное и неблагодарное это дело - жилищно-коммунальная реформа.

"Реформа ЖКХ - одна из самых сложных, потому что она касается каждого, - говорит академик РАЕН, президент информационно-аналитического центра НОВОКОМ Алексей Кошмаров. - Первый уровень сложности заключается в том, что за многие годы государство создало монопольную систему, когда оно само строило жилой фонд, отвечало за него и оплачивало его содержание. В общественном сознании глубоко укоренилось понимание того, что так и должно быть, и любые изменения в сторону перекладывания нагрузки на карманы граждан воспринимаются как существенное ущемление прав и свобод. Второй уровень связан с тем, что сложившаяся система коммунального хозяйства, ее финансирование и управление не имеет альтернатив и возможности для реального аудита. Нет даже механизма реального подсчета, например, стоимости кубометра воды или метра жилого фонда".

Вот такая получается веселая картинка: с одной стороны, всем вроде бы очевидно, что тарифы повышать надо, с другой - абсолютно непонятно, сколько сегодня реально стоит кубометр горячей или холодной воды, да и все другие коммунальные услуги. Мало того, сам перечень коммунальных услуг, оказываемых населению, не определен ни в одном нормативном документе, что делает весьма умозрительными методики исчисления субсидий, стандартов предельных платежей за жилищно-коммунальные услуги, да и само понятие "экономически обоснованный тариф".

Авторы концепции жилищно-коммунальной реформы в этой ситуации пошли простейшим путем: посчитали, сколько денег нужно на ремонт и поддержание российского жилищно-коммунального хозяйства в работоспособном состоянии, и собираются "забить" эту сумму в тариф для населения. Собственно, в этом и будет состоять суть первого этапа реформирования ЖКХ, который планируется осуществить в 2002-2003 годах. "Предлагаемая реформа ЖКХ на первом этапе в первую очередь призвана отработать механизмы прямых, индивидуальных дотаций гражданам на содержание их жилья со стороны государства, - разъясняет Алексей Кошмаров. - Если это удастся сделать, в этом секторе появятся реальные деньги и можно будет говорить о реальном развитии коммунального хозяйства".

После того как все граждане начнут полностью оплачивать текущие издержки жилищно-коммунального комплекса, можно будет переходить ко второму этапу реформы, который предусматривает "совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирование условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг". Другими словами, сначала граждан заставят полностью оплачивать нынешний несовершенный и неэффективный жилищно-коммунальный механизм с запредельными издержками и низким качеством предоставляемых услуг, а уже потом начнут его усовершенствовать.

О том, что усовершенствовать его можно и нужно, спорить не приходится. Достаточно отметить, что, как отмечают сами авторы Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, численность персонала жилищно-коммунальных учреждений на тысячу обслуживаемых жителей у нас в полтора-два раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. При этом, по утверждению специалистов, фонд зарплаты в жилищных ремонтно-эксплуатационных организациях зачастую в десятки раз превосходит затраты на материалы для ремонта. Так что возникает вполне обоснованное опасение, что львиная доля средств от повышения тарифов не осядет в карманах коммунальщиков.

"Изначально утверждается, что в ЖКХ катастрофически не хватает денег, но это не так, - утверждает председатель комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования, председатель подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Иван Грачев. - Все дело в том, что больше половины всех денег, поступающих в ЖКХ, в том числе от населения, просто-напросто разворовывается. Таким образом, первое, что необходимо сделать еще до проведения реформы, - выяснить, куда пропадают внесенные в эту систему деньги. Пока не будет ответов на вопросы, сколько на самом деле воруют и разбазаривают в ЖКХ, сколько должны получать граждане, чтобы оплачивать полностью коммунальные услуги, каким должен быть рыночный механизм реформирования ЖКХ, к проведению реформы приступать нельзя, потому что при нынешнем положении вещей чем больше население будет платить, тем больше будет разворовываться. Реально на улучшение ситуации в ЖКХ деньги идти не будут, их все время будет не хватать".

Цейтнот

Для полноты картины стоит отметить, что третий этап программы модернизации ЖКХ, рассчитанный на период до 2010 года, предусматривает развитие конкурентных отношений в жилищно-коммунальном комплексе и привлечение инвестиций в коммунальные структуры. Из соображений логики очевидно, что перечисленные три этапа "Великой коммунальной революции" необходимо поменять местами.

В первую очередь следует провести полный анализ текущей ситуации в ЖКХ - от технического состояния систем до качества менеджмента, бухгалтерского учета и финансового контроля с определением полной структуры затрат коммунальных организаций и, соответственно, реальной себестоимости всех коммунальных услуг. Затем имеет смысл приступить к развитию конкурентных отношений в отрасли - то есть привлекать на ликвидацию "узких мест" менеджеров, специалистов или целые компании на конкурсной основе. Можно с уверенностью сказать, что люди, которые будут всерьез заниматься бизнесом в сфере коммунальных услуг, не допустят, например, чтобы 15% воды исчезало из водопроводов в виде утечек и неучтенного расхода, как это происходит сегодня. Это, в свою очередь, положительно скажется на себестоимости коммунальных услуг.

А уже потом, когда эти меры полностью себя исчерпают, можно приступать к пересмотру тарифов. Разумеется, если это еще будет нужно. "Я убежден, что тех денег, которые уже сегодня собираются с граждан нашей страны на оплату жилищно-коммунальных услуг, вполне хватит на поддержание и модернизацию всего ЖКХ, - говорит Иван Грачев. - У государства сегодня есть все возможности привести ЖКХ в порядок, не прибегая к массированному давлению на граждан в виде стопроцентной оплаты коммунальных услуг населением". Описанный нами путь выглядит более длинным и затратным, чем предложенный программой. Между тем денег на проведение тотального аудита жилищно-коммунального хозяйства нет. Времени - тоже: инфраструктура ветшает, количество аварий растет лавинообразными темпами (за последние восемь лет количество аварий в расчете на 1 км сетей возросло в водопроводах в 12 раз, в теплоснабжении - в 20 раз).

Так что с грустью приходится признать, что именно тот вариант реформы, который предусмотрен Программой реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, скорее всего будет одобрен властями. Даже несмотря на то что он означает закачивание денег в заведомо неэффективную систему с абсолютно непредсказуемым результатом. "Если реформу утвердят и введут стопроцентную оплату коммунальных услуг населением, то ничего хорошего не будет: обострятся социальные проблемы, а уровень жизни россиян не улучшится", - уверен Иван Грачев. Очень хочется верить, что он ошибается.