Проблемы с "этическим бизнесом"

18 июня 2001, 00:00

В начале июня мексиканский производитель пищевых добавок Omnilife объявил о намерении купить за 500 млн долларов британскую косметическую компанию Body Shop. Работающая в 47 странах, Body Shop владеет почти двумя тысячами магазинов по продаже натуральной косметики. Компания примечательна тем, что была основана в 70-е годы известной защитницей окружающей среды и прав человека Анитой Роддик. Body Shop называла себя "этической компанией" и гордилась своим нонконформизмом по отношению к капиталу, работая под лозунгом "бизнес - это не деньги, а ответственность". Все фабрики Body Shop работали по передовым, экологически чистым технологиям, а в состав выпускаемой продукции не входили жиры животного происхождения и частицы диких растений. При этом в компании не было ни отделения по маркетингу, ни бизнес-плана, а руководство осуществлялось единолично Анитой.

Поразительно, но до конца 90-х Body Shop была для своих акционеров весьма доходным предприятием. Секрет ее успеха заключался в "зеленом" имидже, которым в те годы никто больше не мог похвастаться. Трудности начались после того, как другие конкуренты косметического сектора решились подражать Body Shop и выпустили на рынок идентичные продукты, в результате чего товары, бывшие эксклюзивом, сразу оказалась предметом массового потребления. Кроме того, появление дисконтных магазинов по продаже дешевой косметики и супермаркетов, предлагавших аналогичную продукцию по более низким ценам, "переманило" значительную часть клиентов Body Shop. С "этичностью" дело тоже не заладилось. После того как в 1998 году прибыль компании упала сразу на 60%, Аните Роддик пришлось признать, что транснациональная компания не может быть этической, и передать бразды правления в руки бывшего президента группы Danone Патрика Горнэ, который занялся реструктуризацией Body Shop. Однако компания так и не смогла приспособиться к новым условиям.