Поскользнулись на блинах

25 июня 2001, 00:00

Два петербургских производителя - "Талосто" и Фабрика замороженных полуфабрикатов (ФЗП) - вступили в конфликт из-за марки мороженых блинчиков "Масленица". Компания "Талосто", первой выпустившая этот продукт, не имеет свидетельства о регистрации товарного знака. ФЗП соответствующий документ имеет, но арбитражный суд приостановил действие этой регистрации - пока не выяснит, насколько права ФЗП на нее законны.

"Талосто" начала выпускать блинчики "Масленица" в 1999 году, сразу же подала заявку в "Роспатент" на регистрацию товарного знака и, как говорят в компании, "не получила от него запрета на использование знака". Весной этого года ФЗП вывела на рынок собственный товар такого же наименования и схожего дизайна и, сославшись на имеющуюся у него регистрацию товарного знака, попросила "Талосто" прекратить использовать чужую интеллектуальную собственность.

Впрочем, позиция ФЗП оказалась небезупречной. Права на товарный знак были приобретены ею у третьей компании. И хотя регистрация распространена на 30-й класс, к которому относятся блины, сами блины в выданном свидетельстве не упоминаются. Видимо, первоначально регистрация была проведена не на весь 30-й класс, и лишь перед продажей товарного знака ФЗП она была расширена. Таким образом, заявка на название "Масленица" в категории "блины" была подана "Талосто" раньше.

Независимо от исхода дела "Талосто" понесет от конфликта большие потери. ФЗП с успехом использует марку, на раскрутку которой конкурент потратил несколько миллионов рублей. Потребитель уже сбит с толку, поскольку вынужден разбираться с тем, что у двух продуктов одинаковое название, но разная цена ("Масленица" от ФЗП дешевле). У ФЗП же, даже в случае формального проигрыша "по суду", будет достаточно возможностей, чтобы испортить репутацию проигранного брэнда и оставить его конкуренту в малопригодном виде. Такие прецеденты уже были. Например, в ходе конфликта вокруг торговой марки "Смак" один из его совладельцев выбросил на рынок партию пельменей "Питерский Смак" пониженного, мягко говоря, качества, после чего отказался от своих претензий на брэнд.