Шестая регулярная встреча глав правительств России и Китая, состоявшаяся в прошедший уик-энд в Санкт-Петербурге, ознаменовалась, пожалуй, самыми весомыми для отечественного бизнеса результатами.
Во-первых, в присутствии Михаила Касьянова и премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи подписан контракт на поставку в КНР в течение ближайших двух-трех лет пяти самолетов Ту-204-120. Такой прорыв на китайский рынок (а наши самолеты не поступали туда с начала 90-х годов) стал возможен в связи с долгожданным завершением в Китае национальной процедуры сертификации российской авиационной техники.
Вторым важным результатом стало заключение генерального соглашения о разработке ТЭО проектирования и строительства нефтепровода Россия-Китай протяженностью 2400 км и стоимостью 1,7 млрд долларов. С российской стороны его осуществлением займутся компании ЮКОС и "Транснефть". После завершения строительства нефтепровода в 2005 году ежегодный объем поставок российской нефти в Китай будет составлять 20 млн тонн, а с 2010 года - 30 млн тонн.
Все это, как отмечают эксперты, наряду с усилением сырьевой привязки Китая к нашей стране приведет к еще большему росту положительного баланса России в торговле с великим соседом. В прошлом году он составил 3,5 млрд долларов при общем объеме торговли 8 млрд (объемы "челночной" торговли в эту статистику, понятно, не включаются).
Подобная тенденция вызывает все большее беспокойство Пекина. Кстати, встречу глав правительств с китайской стороны приезжала готовить вице-премьер У И, курирующая внешнеэкономический блок и, как отмечают наблюдатели, впервые вплотную занявшаяся российским направлением. На встрече с Ильей Клебановым У И договорилась о создании двусторонней межправительственной группы, которая займется поиском путей снижения огромного отрицательного сальдо Китая.
Накануне встречи премьеров министерство внешней торговли и экономического сотрудничества КНР организовало в Москве крупнейшую за последние годы выставку-ярмарку китайских текстильных изделий. Цель мероприятия - продвижение китайского ширпотреба на российский рынок. Актуальность этой задачи для Китая возросла в последние месяцы в связи с замедлением темпов мировой экономики, что привело к существенному снижению объемов китайского экспорта в западные страны.
К тому же китайцы вдруг обнаружили в России потенциального "среднего" покупателя, готового приобретать недорогие и качественные китайские товары. Пекин вдохновила и динамика роста поставок по "официальной" линии китайского текстиля (основной статьи экспорта КНР). В прошлом году его объемы оценивались почти в 1,2 млрд долларов, что на 48,6% больше, чем годом ранее. Правда, значительная часть этого роста была обеспечена фактически за счет "связанной" системы платежей за поставки в Китай российской продукции, когда часть ее возмещается не валютой, а встречными поставками ширпотреба. На их долю, по сведениям из информированных источников, приходится 30% стоимости российского оборудования для АЭС, строящейся в провинции Цзянсу. Однако в случае с поставками российской нефти такой вариант уже исключен.
Проблема расширения поставок китайского ширпотреба в Россию сталкивается с тем, что собственный качественный брэнд, удовлетворяющий требованиям российского среднего класса, Китай производить пока не в состоянии. Товары же, произведенные в Китае по заказам западных фирм, попадают в Россию только через США и Европу. Так что реально расширить свои позиции на российском рынке - и это показала текстильная выставка КНР - китайцы могут, главным образом направляя к нам "отбраковку", невостребованную западными заказчиками.