Облигационные займы

24 сентября 2001, 00:00

Масштабным инвестициям препятствует отсутствие кредитных историй и рейтингов

Есть два пути привлечения инвестиций с фондового рынка: продажа акций и размещение заемных бумаг, прежде всего облигаций. По первому российские компании пытаются пройти уже более десятилетия и особого успеха не добились. Инвестиции привлекли единицы, да и то лишь за рубежом. К отечественным же сбережениям подобраться так и не удалось.

Что касается облигаций, то в последние два года здесь произошли качественные сдвиги. Облигации выпустили уже около ста компаний на общую сумму порядка 1,5 млрд долларов. Поначалу выпуск облигаций зачастую носил фиктивный характер, это были нерыночные займы, предназначенные в основном для создания финансовых схем уменьшения налогов и вывода замороженных после кризиса денег нерезидентов. Однако со временем рыночный фактор стал преобладать. Об этом убедительно свидетельствует стремительный рост объемов сделок на облигационном рынке. Причем львиная доля оборота приходится на бумаги компаний, входящих в "Эксперт-200" (график 19).

Впрочем, лидерство "Эксперт-200" на этот раз вполне закономерно. Подготовка и размещение облигационного займа - процесс сложный, длительный и дорогостоящий. Мелкие займы поэтому просто невыгодны - гораздо эффективней, например, получить банковский кредит. А вот начиная с 10 млн долларов (граница эта довольно условна) картина меняется с точностью до наоборот: облигации позволяют и сэкономить на цене привлечения инвестиций, и получить более приемлемые условия займа (достаточно сказать, что сейчас средний срок до погашения облигаций составляет в России около трех лет, тогда как большая часть кредитов выдается на срок до полугода).

Прослеживается явная закономерность. Чем менее популярны акции компании на фондовом рынке, тем более активно она занимается размещением своих облигаций. Эмитенты, акции которых неликвидны или малоликвидны (а на эту категорию, напомним, приходится всего лишь 10% суммарной капитализации "Эксперт-200"), получили 70,5% всех средств, привлеченных через облигации; доля их облигаций во вторичной торговле составила 93,1% (все доли даны по отношению к суммарным показателям по спискам "Эксперт-200" - см. таблицу 18).

На первый взгляд это выглядит несколько странно. Казалось бы, лидерами должны стать эмитенты, уже имеющие богатый опыт работы с ценными бумагами. Но, видимо, эти компании оказались в плену стереотипа. Что же касается новичков, то они более трезво оценивают перспективы и делают упор на работу с облигациями.

Пока подавляющее число займов направлено не только и не столько на удовлетворение острой нужды в инвестициях, сколько на формирование имиджа образцового заемщика, привлекательного объекта инвестиций. Косвенно об этом свидетельствуют довольно скромные суммы займов. Большая часть эмитентов не выходит за рамки 5% от объема годовой реализации, в то время как западная практика свидетельствует о вполне допустимом уровне в 50%, а порой общий объем заимствований многократно превышает реализацию.

Кредитная история позволила бы эмитентам дать рынку ориентиры надежности своих бумаг и тем самым добиться более низкой стоимости заимствований. Ведь даже при объеме трехлетнего займа 10 млн долларов каждый процент снижения доходности приносит эмитенту около 300 тыс. долларов экономии. Есть за что побороться. А в отсутствие кредитной истории (на ее формирование уходят многие годы) инвесторы исходят из худших опасений и требуют довольно больших процентов в качестве платы за риск.

Проблемы с правильным позиционированием облигаций на рынке не дают в полной мере воспользоваться новым инструментом привлечения инвестиций. Положение в значительной мере можно было бы поправить с помощью кредитного рейтинга. В отличие от созвучных по названию рейтинговых проектов, в частности нынешнего "Эксперт-200", здесь речь идет не о списке упорядоченных по какому-то признаку компаний, а о комплексной оценке уровня платежеспособности компании, оценке того, с какой вероятностью она выполнит свои обязательства.

До сих пор кредитные рейтинги можно было получить только у международных рейтинговых агентств. Мало того, что это удовольствие стоит отнюдь не дешево, такой рейтинг мало полезен при размещении займов внутри страны. Он для этого просто не предназначен.

28 августа журнал "Эксперт", Московская межбанковская валютная биржа, инвестиционные группы "Атон" и "Русские инвесторы", а также АКБ "Доверительный и инвестиционный банк" объявили о начале совместного проекта "Рейтинг надежности корпоративных облигаций". В рамках этого проекта эмитенты еще до конца этого года смогут получить кредитный рейтинг своих бумаг с российской спецификой.