Забой "священных коров"

Кабинет отказывается от бюджетной поддержки промышленности, транспорта и села. Во что бы то ни стало будут обеспечены лишь профицит и рост расходов на "социалку"

В этом году дискуссия вокруг проекта Федерального бюджета на следующий год не вызвала особого ажиотажа в прессе. Да и проходит она без былого кипения страстей, хотя бюджет уже удостоен таких эпитетов, как первый в истории России профицитный и беспрецедентно социально ориентированный. Самое замечательное, что все это правда. Доходы проекта федерального бюджета определены на 2002 год в размере 1998 млрд рублей, а расходы - в 1872 млрд. Таким образом, профицит должен составить почти 126 млрд рублей. А крупнейшей статьей расходов бюджета на 2002 год станет социальная политика, на нужды которой планируется выделить 406,25 млрд - в 2,7 раза больше, чем заложено в бюджете текущего года. В результате вдвое будут повышены оплата труда работников бюджетной сферы и денежное содержание военнослужащих. По сравнению с прошлым годом на 60% увеличиваются расходы на образование, более чем в полтора раза возрастают расходы на культуру, искусство и кинематографию, почти на 40% - на физическую культуру и спорт, на 38,5% - на финансирование здравоохранения. Затраты на науку вырастут с 22 млрд рублей в текущем году до 28 млрд в следующем. Кроме того, увеличено финансирование ряда наукоемких федеральных программ, например по развитию гражданской авиации. В связи с началом коммунальной реформы, в бюджете предусмотрены субсидии наименее обеспеченным слоям населения, для чего регионам планируется выделить 5 млрд рублей в виде финансовой помощи.

Вдобавок к этому в бюджете-2002 впервые предусмотрен финансовый резерв в размере почти 60 млрд рублей. Эти средства могут быть использованы для смягчения последствий возможной неблагоприятной экономической конъюнктуры. И при всем этом расходная часть бюджета все-таки уменьшается примерно на 0,4 процентных пункта ВВП по сравнению с текущим годом (в основном за счет прямых расходов федерального бюджета), в частности, со 133 до 48 сокращается число финансируемых из федерального бюджета программ.

"Если сравнивать бюджет 2002 года с бюджетами предыдущих лет, то можно сказать, что он более прозрачен, более выверен и более точен, - говорит заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гальченко. - В отличие от предыдущих лет на следующий год правительство четко обозначило приоритеты бюджетной политики. Речь идет прежде всего об увеличении зарплаты бюджетникам на 40-60%, о поддержке образования. На это выделена довольно-таки большая сумма. То есть, бюджет является вполне социально направленным".

Однако многие депутаты выражают сомнения в том, что объявленная социальная программа будет реализована на практике, поскольку львиная доля социальных расходов, хотя и предусмотрена проектом федерального бюджета, но в действительности должна будет выплачиваться из бюджетов регионов. "Если учесть, что зарплаты бюджетникам по всей стране должны быть в следующем году увеличены в два раза, существуют опасения, что регионы могут не справиться с этим заданием без дополнительных дотаций, - отмечает председатель комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев. - И эти дополнительные дотации в бюджете как раз-таки не предусмотрены". В связи с этим представители бюджетного комитета Госдумы уже заявили, что будут настаивать на увеличении финансовой помощи регионам не менее чем на 15 млрд рублей. Парламентарии не одиноки в своих оценках: глава Счетной палаты Сергей Степашин на прошлой неделе заявил, что для запланированного увеличения зарплат бюджетникам потребуется дополнительно не менее 100 млрд рублей, без чего примерно у двадцати регионов средств на это не хватит. Мало того, даже вице-премьер Алексей Кудрин признал, что, хотя бюджетное обеспечение по самым дотационным территориям в 2002 году будет не ниже 83%, а финансовая помощь федерального бюджета регионам вырастет примерно на 27%, помощь регионам по выплате заработной платы действительно может потребовать дополнительной корректировки бюджета.

Технологические отверстия в бюджете

Из года в год, обсуждая проекты бюджета, правительство и парламент спорят об оценках будущих доходов. При этом правительство старается доходы занизить, чтобы облегчить себе исполнение бюджета и подстраховаться на случай разных финансовых неурядиц, а парламентарии пытаются выбить из правительства дополнительные доходы, чтобы затем направить их в приоритетные, по их мнению, сферы. Проект бюджета-2002 не стал исключением из этого правила.

"Если говорить о недостатках представленного проекта бюджета, то прежде всего речь идет о его доходной части и макроэкономических показателях, - говорит член бюджетного комитета думы Александр Чершинцев. - Мы, члены бюджетного комитета, считаем, что эти данные сильно занижены. Например, объем ВВП в 2002 году необоснованно занижен правительством примерно на 100 млрд рублей".

На заседании бюджетного комитета Госдумы, состоявшемся на прошлой неделе, парламентарии назвали другие цифры. По их расчетам, прогноз объема ВВП, представленный правительством, занижен на 435 млрд рублей, объем доходов (исходя из уточненного объема ВВП) занижен на 119,1 млрд, а доходы от налоговых поступлений занижены на 169 млрд рублей. В целом депутаты предложили правительству уточнить параметры бюджета, увеличив доходную часть на 120-150 млрд рублей.

Представители исполнительной власти предъявляют в свою защиту проверенный годами аргумент, что, мол, в депутатских расчетах доходы завышаются без достаточных на то оснований, поскольку парламентарии не имеют такой расчетной базы, как правительство, располагающее подробными данными по всем отраслям. Кроме того, авторы проекта бюджета не устают напоминать, что с 1 января начнется очень рискованный эксперимент (именно так выразился министр экономразвития Герман Греф на конференции "Российская экономика на волне роста") - снижение ставки налога на прибыль при одновременном изменении налогооблагаемой базы. Последствия этого шага расчетам не поддаются - с равной степенью вероятности можно получить как увеличение налоговых поступлений, так и сокращение. Поэтому на всякий случай оптимизм относительно доходов бюджета в следующем году лучше поумерить.

Анализировать аргументы и позиции спорщиков в данной ситуации - дело малоперспективное. Каков бы ни был компромисс между законодательной и исполнительной властью, основные положения бюджета будущего года - профицит и социальная направленность, безусловно, сохранятся. А гадать о том, сколько миллиардов правительство сложит в финансовый резерв для прохождения пика платежей по внешнему долгу в 2003 году, пока, без сомнения, рано. Мир снова стал нестабильным, так что все может сильно измениться.

Усталость казны

На наш взгляд, гораздо важнее еще одна особенность нынешнего проекта бюджета. Предусмотрев традиционное увеличение расходов на оборону и правоохранительные органы, правительство решилось на беспрецедентный шаг, запланировав сокращение финансирования транспортной сферы, сельского хозяйства и промышленности.

Судя по проекту бюджета, правительство наконец призналось самому себе, что Минфин - неважный инвестор и отдача от многолетних казенных вливаний в АПК и неприватизированные промышленные гиганты практически нулевая. Следовательно, эти сферы волей-неволей открываются для рыночных, конкурентных отношений, что сулит существенные перемены на российском экономическом ландшафте.

Что депутатам не нравится в бюджете

Заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Валерий Гальченко:

- Что касается недостатков бюджета, то первое, о чем я хочу сказать, - это сильное сокращение инвестиционной программы. Предусмотренные же правительством инвестиции не соответствуют интересам наших избирателей. Уменьшаются объемы ассигнований в сельское хозяйство, строительство и ремонт промышленных и социальных объектов - больниц, школ. Мы, члены бюджетного комитета, внесли предложение увеличить объем бюджетных инвестиций на 5-6 млрд рублей.

Другой недостаток бюджета -. сокращение расходов по Дорожному фонду. На автомобильное дорожное строительство денег выделено явно недостаточно. Учтено только два дорожных объекта, на которые пойдет стопроцентное финансирование, - в Санкт-Петербурге и Красной Поляне (Краснодарский край). В связи с этим сильно ущемлены субъекты Российской Федерации. А ведь для России дорожное строительство -. одна из наиболее важных инфраструктурных отраслей, которую нужно развивать и которая имеет очень важное значение для экономики всей страны. В настоящее время выделяемых правительством денег явно недостаточно для поддержания дорог в удовлетворительном состоянии. Мы предлагаем правительству увеличить финансирование дорожной отрасли на 20 млрд рублей.

Еще одна проблема -. компенсация затрат субъектам РФ. Правительством провозглашено увеличение заработной платы для федеральных бюджетников в два раза, однако все мы знаем, что выплачивать эти зарплаты в полном объеме сами регионы не смогут. Поэтому, я считаю, необходимо увеличить статью расходов для субъектов РФ, выделить на повышение заработной платы не менее 15 млрд рублей.

И последнее, о чем я хотел бы сказать, это исчезновение из федерального бюджета Закона о ветеранах. Для них денег не предусмотрено вовсе. Мы в бюджетном комитете сейчас пытаемся прояснить этот вопрос.

Председатель комиссии ГД по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев:

- По моему мнению, бюджет 2002 года ничем не отличается от предыдущих бюджетов, которые не меняются уже примерно семь лет. В конце каждого года выясняется, что доходы оказались больше, чем планировалось.

Если говорить о минусах нового бюджета (как, впрочем, и старого), следует отметить завышение федеральной доли и, соответственно, занижение региональной. Нормальное соотношение для России должно быть такое: 50 процентов - федерации, 50 процентов - регионам. В настоящее время регионы получают только 30-35 процентов бюджетных денег.

Другой вопрос, волнующий меня как председателя ипотечной комиссии, это недвижимость. Здесь по сравнению с прошлыми годами также ничего не изменилось в лучшую сторону, можно сказать, даже ухудшилось. В проекте бюджета на следующий год, в отличие от нынешнего бюджета, средств на развитие ипотеки не предусмотрено.

То же самое можно сказать и о малом бизнесе. Нынешнее правительство очень много говорит о том, как оно собирается поддерживать предпринимателей, а строчку о поддержке малого предпринимательства (которая то появляется, то исчезает) опять выкинули из бюджета. Очевидно, что правительство малый бизнес не только не поддерживает, но и всячески мешает ему. В прошлогоднем бюджете хотя бы содержались гарантии для малого бизнеса, чего нет в новом.