Мода на кофеин

Русский бизнес
Москва, 22.10.2001
«Эксперт» №39 (299)
Каждую неделю в Москве открывается как минимум одна кофейня

Чашка вкусного итальянского кофе эспрессо приготавливается из пяти граммов арабики, двух граммов рабусты и примерно 39 миллилитров чистой воды. Стоит это четыре рубля. За эти символические деньги вы получаете море удовольствия, не говоря уж о возможности проснуться и отправиться на работу в эти отвратительные серые осенние дни. Однако если вы засыплете те же семь граммов чудесного коричневого порошка в итальянскую кофеварочную машину Brasilia Gradiscа стоимостью пять тысяч долларов США, подождете ровно 23 секунды, пока густая ароматная жидкость стечет в маленькую, заранее подогретую чашечку, и сразу продадите ее сонному москвичу за сорок-пятьдесят рублей, вы получите динамично развивающийся бизнес, способный превратить бывшую столицу советского государства в европейский город.

Пока в городе уверенно чувствуют себя тридцать кофеен. Их обороты не сопоставимы с деньгами, которые зарабатывают владельцы ресторанов. Кофейни - бизнес новый, но динамика его развития позволяет говорить о нем как о явлении, серьезно влияющем на характер и структуру досуга в самом большом городе России. Каждую неделю в Москве открывается новая кофейня, а то и несколько. Любовь горожан к забегаловкам, где не нужно углубляться в изучение пухлых меню, оказалась так велика, что внушает кофейным бизнесменам невероятный оптимизм. Ожидается, что лет через пять почтенная московская публика будет тратить на кофе с пирожным около 100 млн долларов в год.

Хочется кофе

Еще недавно московские кофейни можно было пересчитать по пальцам одной руки. На Кузнецком мосту и на Покровке работали "Кофе-бины" (они открылись самими первыми и положили начало кофейному бизнесу); недалеко от Патриарших прудов - дорогая кондитерская "Донна Клара"; модно было посещать еще и кафе "Делифранс" в здании филармонии. Поход в эти заведения был важным элементом богемного образа жизни: стильная молодежь, худые модели и менеджеры в узких костюмах встречались здесь друг с другом для того, чтобы окунуться в атмосферу благополучия.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Из десятков открывшихся самые известные - "Кофемания", "Зен-кофе", "Республика кофе", "Кофе инн" и "Кофе тун". Каждый день они совместными усилиями поят кофе до 9 тыс. москвичей и гостей столицы, зарабатывая как минимум 27 тыс. долларов (порядка 10 млн в год). Судя по этим цифрам, чашка эспрессо и хрупкое пирожное перешли из разряда элитарного развлечения в общегородскую страсть.

Эта страсть, несомненно, отражает изменения в уровне жизни. Москвичи все охотнее тратят деньги не только на походы к стоматологу и покупку мебели, но и на развлечения. Это подтверждают и исследования "Комкон-Медиа". Согласно опросам, в этом году регулярно ходят в кафе 13,6% столичных жителей, что почти в полтора раза больше, чем в 1999-м, по России в целом этот показатель увеличился на четверть (см. график 1). И посещать эти заведения стали чаще, но только в Москве, в провинции этот показатель остается неизменным (график 2).

И все-таки главная причина роста популярности коф

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (299) 22 октября 2001
    Объединение "деловая россия"
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама