Когда о важности превращения России в настоящего союзника США говорят даже такие непочитатели нашей страны, как Збигнев Бжезинский, становится очевидным: Америке просто некуда деться.
"Пришло время наполнить антитеррористический союз содержанием и обратить внимание прежде всего на того партнера, который оказался в центре региона, где ведутся боевые действия - на Россию", - советует американцам влиятельная немецкая газета Handelsblatt. Им следует учесть интересы Москвы и ее мнение - в частности, по вопросу об участии или, вернее, неучастии талибов в будущем правительстве Афганистана.
Из сложившейся ситуации Москва пытается выжать максимум. "Послабления" по Чечне, смягчение американской позиции по ПРО, взаимопонимание по послевоенному устройству Афганистана - это Москва будет засчитывать при определении параметров ее конкретного взаимодействия с американцами в общей борьбе. Но есть и другие аспекты, от которых напрямую зависит превращение России в экономически развитую державу.
Важнейший из них - глобализация. Выступая в Шанхае перед бизнес-элитой стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Владимир Путин заявил, что Россия хоть и не против глобализации как таковой (мол, что поделаешь, объективный процесс), но в то же время и не склонна игнорировать ее негативные последствия. "Если мы не создадим современную эффективную систему международных экономических отношений, - сказал российский лидер, - то мы будем порождать все новые и новые кризисы. Мы будем создавать базу для новых и новых опасностей и угроз".
Нищета - коррупция - терроризм. Обратив внимание на такую причинно-следственную связь, российский президент заявил, что одними военно-политическими мерами с терроризмом не покончить. Требуется изменить экономическое мироустройство. Высокоразвитым индустриальным странам, по мнению Путина, стратегически самим невыгодно пользоваться преимуществом, которое они получили в процессе глобализации. То есть от благ глобализации Восток должен получать гораздо больше, чем сейчас. Понятно, что в таком контексте Восток включает и саму Россию.
Этот сигнал Путина Запад сейчас активно обсуждает и реагирует на него более четкими и логично вытекающими из ситуации заявлениями. "США и Европа, попытаясь вовлечь Москву в международную антитеррористическую коалицию, - заметила лондонская Financial Times, - пообещали ускорить вступление России в ВТО". Как считает газета, есть все шансы, что это случится уже к осени будущего года.
После того как Путин принял решение об ускорении темпов интеграции в мировую экономику, в российском руководстве, как отмечают западные наблюдатели, обозначилось почти полное единство мнений в отношении ВТО. Смягчили свое еще недавно настороженное отношение к ВТО Михаил Касьянов и ряд министров. Снизилось сопротивление и российских региональных элит.
Но внутриполитический консенсус по сближению с Западом и интеграции России в процессы глобализации, несомненно, будет зависеть от того, насколько западным политикам удастся оправдать ожидания Москвы. Благоприятные условия для российских экспортеров, реальное наращивание инвестиций в Россию, учет наших геополитических и экономических интересов (в том числе на постсоветском пространстве) - вот что может предложить американский президент Джордж Буш на предстоящей в ноябре встрече с Владимиром Путиным в Техасе. Если американский президент успеет к тому времени усмирить собственных "ястребов", которые предостерегают Белый дом от проявлений излишней доверчивости по отношению к "непредсказуемой" России.
Санитарный кордон между взрывоопасным Пакистаном и стратегически важным нефтеносным регионом Средней Азии, который США замыслили выстроить путем эвентуального усмирения Афганистана, - важнейшая тема, по которой идет сейчас согласование позиций между Москвой и Вашингтоном. Без Москвы и ее союзников построить такой кордон американцам вряд ли удастся. А если у них такие иллюзии (скажем, опереться главным образом на Узбекистан) есть, то Москва сделает все, чтобы их развеять.