Новый реализм

Культура
Москва, 29.10.2001
«Эксперт» №40 (300)
Нормальная жизнь в нормальной стране - это самодостаточность

Кинобизнес в России пока еще очень эфемерен, но все же уже кинобизнес. Для кинобизнесмена самое важное - найти сценарий. В каждой кинокомпании сидят штатные сотрудники, которые читают все, что под руку попадается - от сценариев непосредственно до книг и газет. Упустишь что-нибудь "правильное" - проиграешь по-крупному.

На прошедшей неделе партия СПС вручила призы лауреатам сценарного конкурса "Нормальная жизнь в нормальной стране". Новые предложения на сценарном рынке - "надежда умирает последней", "возьмемся за руки, друзья" и "все будет хорошо".

Экспериментальный метод лечения

Конкурс этот придумал главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. Он увлек своей идеей Союз правых сил, и тот выделил из партийной кассы 100 тыс. долларов - на призовой фонд. Потом сумма выросла на 20 спонсорских тысяч. Суть конкурса заключалась в том, чтобы драматурги поменяли свое мировоззрение. То есть чтобы вместо "той страны" в сценариях появилась приличная, развитая, цивилизованная страна, граждане которой не пьют водку и не нанимают киллеров, а верят в себя и многое могут.

Смысл очевидный. Жизнь довольно часто подражает кинематографу. Всем известно, что Скарлетт О`Хара излечила Америку от депрессии. А кубанские казаки и всякие трактористы разубеждали зрителя в том, что неэкранные советские колхозники голодают и умирают (тоже антидепрессант, но специального действия).

За постперестроечное время мы сами, да и весь мир, привыкли воспринимать Россию отсталой, немытой, нищей и голодной. Привыкли потому, что кино было таким. Зритель отказывал ему в праве на реальность, просто не смотрел его, но все-таки привык считать, что основной заработок женщин - это панель, что настоящая мужская профессия - это киллер и что любое хорошее начинание добром не кончится. За 15 лет страна изменилась необычайно, а сценарная фантазия, по мнению Дондурея, законсервировалась.

И если сегодня, в эпоху долгожданного Ренессанса отечественной кино- и телепродукции, сценаристы придумают, что сотню плохих парней победит один хороший, что больной излечится, безработный найдет работу, одинокий - вторую половину, что русский программист или шахтер спасет планету от третьей мировой войны, то зритель, наконец, поверит, что с его страной все в порядке.

Провокация в благородных целях

В феврале, когда конкурс начинался, Даниил Дондурей сказал в интервью "Эксперту": "Мы решили попробовать подкупить интеллигенцию". Интеллигенция купилась. И пункт приема сочинений оказался завален работами с пометкой "Нормальная жизнь в нормальной стране".

Влиятельность этого мероприятия я испытала на себе. Несколько месяцев назад одна кинокомпания предложила мне поработать литературным агентом, то есть поискать сценарии, отвечающие оговоренным требованиям. Я обратилась во все возможные места скопления сценариев и персонально к авторам, и везде мне отвечали, мол, позвоните попозже, мы все отправили на конкурс СПС. То есть получается, что те 524 работы, которые пришли на конкурс, - это абсолютно весь киносценарны

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама