Московская сессия Давосского форума запомнится москвичам непривычно пустой Тверской улицей между станциями метро "Тверская" и "Маяковская". Впрочем, организаторы не виноваты. После бесчинств антиглобалистов в городах - хозяевах международных форумов логично было перестраховаться. На этот раз все обошлось. Бунтари в российскую столицу решили не ехать. Это помогло участникам форума достичь намеченной цели - "погрузиться в изучение российских проблем и встретиться с первыми лицами российской власти".
Хотя "погружение" не принесло сенсационных открытий, форум прошел небесполезно. Его главный итог - заметно поднявшийся в глазах иностранных инвесторов рейтинг первых лиц российской власти. Они открыты к диалогу, вменяемы, тверды. Хочется верить, что такое отношение принесет пользу и российскому бизнесу.
Встреча с Россией-2001
Необходимость организации сессии в Москве руководители форума объяснили двумя причинами. Во-первых, российское правительство активно проводит реформы. Предваряя выступление президента Владимира Путина, президент форума Клаус Шваб заявил, что мировое сообщество находится под впечатлением от хода реформ в России. Во-вторых, на открытии сессии г-н Шваб сказал о растущей важности Москвы в международной политике в связи с событиями 11 сентября. Узнать, что российские официальные лица думают по этому поводу, было одной из целей встреч в отеле "Марриотт".
Однако российские чиновники о политике почти не говорили. Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, выступавший одним из первых, обратил внимание на то, что инфляция в этом году составит 18-20% (что заметно выше первоначальных оценок правительства), а рост ВВП превысит 5,5%. Весьма неожиданным стало заявление советника президента о том, что российская экономика не сильно пострадает от падения цен на нефть. ТЭК (включая транспортировку углеводородов) составляет только 20% ВВП России, и замедление темпов его развития не означает торможения роста в других секторах экономики и даже пойдет им на пользу, уверен Андрей Илларионов. Он считает, что при низких ценах на нефть несырьевые сектора будут меньше страдать от реального укрепления рубля и станут инвестиционно привлекательнее энергетического сектора. Однако ни слушатели, ни комментаторы оптимизма Илларионова не разделили. Большинство из них продолжает считать падение цен на нефть и сырье главным макроэкономическим риском для России в ближайшие год-два.
Министр экономического развития Герман Греф вновь рассказывал инвесторам о ходе дебюрократизации экономики и о законопроекте, устанавливающем принцип "одного окна", который сейчас находится на рассмотрении в Государственной думе. Вторым шагом, призванным облегчить жизнь российским и иностранным производителям, стал закон о сертификации, который готовится к представлению в Госдуму.
Главной встречей с Россией для участников сессии стало выступление президента. Он не поленился перечислить конкретные преимущества российского рынка, в частности самый низкий налог на доходы физлиц (13%), снижение налога на прибыль компаний с 35 до 24% (для банков он раньше составлял 43%). Разобравшись с налогами, Владимир Путин заявил о разработке кодекса корпоративного управления, который должен решить проблемы взаимоотношений собственников и сделать российские компании прозрачнее. Все эти проблемы не кажутся президенту непреодолимыми, тем более что в России уже сегодня есть островки стабильности. Она, например, является "надежным и предсказуемым партнером - поставщиком нефти и другого энергетического сырья". Отвечая на вопросы из зала, Путин пояснил позицию России на переговорах с ВТО. Членство в этой организации признается важным, однако Москва не согласна на некие особые условиях принятия: либо, как все, либо переговоры о вступлении вести бессмысленно.
Комитет вместо сессии
То, что большинство заявлений первых лиц имели общий характер и несли в себе мало нового, неудивительно. Комментируя для "Эксперта" обычные зимние саммиты в Давосе, директор Института Европы Сергей Караганов охарактеризовал их как площадку для встреч, куда бизнесмены приезжают раз в год для переговоров и обмена мнениями. Никаких политических сенсаций формат давосских встреч не предполагает. Так было и в Москве, где единственной сенсацией стало сообщение о планах снизить НДС с 20 до 16-17%. Эту новость сообщил заместитель министра финансов Сергей Шаталов, который сразу же уточнил, что такой НДС возможен только при условии отказа от ставки в 10% на некоторые товары.
Скупость российской стороны на новости объясняется чисто прагматически. Все важные заявления были сделаны утром на заседании Комиссии по содействию иностранным инвестициям (КСИИ), которая собралась в Москве в тот же день, что и форум. Именно там большинство компаний-инвесторов, уже работающих в России, обсуждали с премьером Михаилом Касьяновым проблему возврата НДС, взимаемого при работе в рамках соглашения о разделе продукции. Там же зарубежные предприниматели говорили все, что они думают о работе ГТК. Здесь же прозвучала запланированная сенсация - намерения американской нефтяной компании Exxon Mobil разрабатывать месторождение Сахалин-1 на Дальнем Востоке.
Как заявил в интервью "Эксперту" председатель совета директоров консалтинговой и аудиторской компании Ernst & Young Джеймс Терли, проводимые раз в полгода встречи в рамках КСИИ позволяют донести до правительства позицию и конкретные пожелания иностранных инвесторов. Большинство участников и гостей заседания КСИИ во второй половине дня просто перебрались из Президент-отеля, где они собрались утром, в "Марриотт" на Тверской. Конкретные обещания и планы правительства им уже были известны. Таким образом, выездная сессия Давосского форума не могла дать ее участникам никакого нового знания.
Внутренние дела
Неудивительно, что полемика, завязавшаяся по проблеме вступления в ВТО, носила внутрироссийский характер. Полпред президента Сергей Кириенко во время дискуссии заявил, что России не следует торопиться со вступлением, поскольку поспешность может привести к уничтожению отдельных отраслей экономики. Спор о скорости и условиях вступления - это внутренний спор российских компаний с правительством, поскольку никто уже не оспаривает необходимость членства в этой организации. Спор идет лишь об условиях (подробнее тему вступления России в ВТО мы обсуждаем в рубрике "Экономика и финансы" в этом номере журнала).
То же самое касается и вопроса начисления НДС, который поднимался весной этого года на встрече представителей РСПП с президентом. В частности, отказ от взимания НДС при работе в режиме СРП скажется не столько на иностранных инвесторах, сколько на российских компаниях, которым придется вести раздельную отчетность по российским и совместным проектам.
Поднятые в общем контексте вопросы либерализации российских монополий также носили внутренний характер. До сих пор непонятно, как именно будут реформированы МПС и РАО "ЕЭС России". Одновременно с этим создается Единый тарифный орган, который займется тарифной политикой. Поскольку эти процессы не завершены, инвесторы не могли узнать ничего, кроме общих целей этих реформ, давно известных всем.
Единственный плюс прошедшего форума - констатация изменения отношения к России, о чем говорили организаторы форума и его участники.
В подготовке статьи принимал участие Павел Быков