Боец

5 ноября 2001, 00:00

Умер Григорий Чухрай - человек, которому страна обязана прочной мировой славой советского кино.

Он прошел войну, встретил День Победы в госпитале, пришел во ВГИК на костылях. Среди абитуриентов 1945 года таких было много. Чухрай не выглядел особенным героем, он был просто одним из участников той войны, которому повезло выжить под Сталинградом. Героем он стал потом. Героем советского оттепельного кино, которое во многом благодаря Чухраю в 60-е взлетело на самую вершину мирового киноискусства. Пазолини и вовсе считал, что из Чухрая вышел весь неореализм.

В конце жизни Григорий Чухрай написал книгу "Моя война". Почему не "Мое кино"? Просто в его кино - его война. Почти все фильмы Чухрая о войне. За "Сорок первый" он получил спецприз Каннского фестиваля, за "Балладу о солдате" - приз Каннского фестиваля, главный приз и приз за режиссуру всесоюзного кинофестиваля, Ленинскую премию, за "Чистое небо" - Гран-при ММКФ. Он мечтал снять фильм о Сталинграде, но ему не дали. Время было не то - брежневское, полагалось снимать про Малую землю. Чухрай отказался, за это отказали ему не в финансировании, нет, в войсках - а какой Сталинград без войск.

Он, кажется, не признавал компромиссов. Мог снять еще так много, но вместо этого пробивал дорогу дебютантам и отвоевывал систему самофинансирования для своего экспериментального объединения "Дебют". Это Чухраю своими кинематографическими успехами обязаны такие режиссеры, как Сергей Соловьев, Ираклий Квирикадзе, Андрей Смирнов, Лариса Шепитько и еще многие-многие, которых теперь уже самих называют классиками российского кино.