Sine ira et studio

12 ноября 2001, 00:00

После недавнего скандала с министром путей сообщения у публики осталось тревожное ощущение: эмоций в СМИ по поводу уголовных дел на г-на Аксененко было много, внятной позиции власти или твердой уверенности признанных экспертов народу предъявлено не было. Народ забеспокоился: а как же все-таки надо относиться к МПС, Аксененко и действиям прокуратуры?

Наш читатель Сергей полагает, что вроде как негоже просто рассуждать на тему "куда уходят деньги МПС". Надо сразу записать повинных в воры. Такой подход мало того, что изначально пристрастен, так еще просто неэффективен. Ловить вора по информации в открытых источниках - все равно что, обстукивая системный блок компьютера, пытаться узнать программные коды Microsoft Windows. В итоге непрозрачность рынка приведет к тому, что автор любого рассуждения на тему "интима" во внутренней жизни МПС будет с позором объявлен дилетантом. Близость к крупному бизнесу принципиально ничего не меняет. Мне знакомы профессионалы высочайшего уровня, чей бизнес прямо связан с перевозками по железной дороге на десятки, если не сотни, миллионов долларов в год. Так вот и для них МПС - такой же "черный ящик", что и для всех остальных (быть может, чуть в меньшей степени). Видимо, дело все-таки в другом.

Еще один участник нашего форума, Николай Кистанов, считает, что Аксененко пал жертвой обстоятельств, не поддающихся рациональному объяснению. А работа министра - это "воровство по закону", то есть законный бизнес под государственным прикрытием. Так и надо относиться к этому конфликту - как к явлению природы вроде смерча или урагана. Вряд ли и это есть исчерпывающая конструктивная позиция: она ни на йоту не приближает нас к пониманию того, кто прав, а кто виноват. Решение проблемы автором, впрочем, дается - реформа МПС с приватизацией подвижного состава.

Решение-то правильное, только некоторые моменты остаются за бортом понимания. А именно: наезд на Аксененко - это борьба за чистоту рядов, схватка за нетрудовые доходы или конфликт мировоззрений?

Завсегдатай форума Александр Савельев считает, что все дело - в желании первого лица по мере сил, таланта и совести либо устранять бардак (имеется в виду в МПС) либо этим самым бардаком пользоваться. А в качестве живого примера приводится Чубайс, который якобы пошел по первому пути в РАО "ЕЭС России" и не пошел по второму. Это похоже на правду, равно как и то, что себя, родимого, он при этом тоже не забывал, работая над проектом реформирования электроэнергетики.

Отсюда простое правило. Отношение публики к сторонам этого конфликта (то бишь МПС-Аксененко и высшая власть-Генпрокуратура) может быть оценено лишь через призму позиций сторон в отношении реформы МПС.

Реформа МПС должна стать лакмусовой бумажкой (если хотите - инвариантом), по которой мы определим степень виновности или невиновности каждого. Если все в итоге выльется в дискуссию о путях реформирования железнодорожного министерства (как это и было когда-то с РАО ЕЭС), значит, мы на правильном пути и можем гордиться как министром, так и генпрокурором. Ну а если ни одна из сторон не будет сводить диалог ни к каким формам общения, кроме как к поношению друг друга, значит, не повезло нам - еще долго будем мучиться с железными дорогами.

Так как же все-таки относиться к Аксененко и наезжающей на него высшей власти? Как правильно отметил г-н Савельев - sine ira et studio, без гнева и пристрастия. Это же наша жизнь, наш министр и наша Генпрокуратура.

Дмитрий Сиваков