Экскаватор на пасторальном фоне

Олег Леонов
19 ноября 2001, 00:00

Спад в мировой экономике открывает новые возможности для британской семейной компании JCB

В Великобритании все явственней ощущаются симптомы спада мировой экономики. Английские промышленные компании находились в трудном положении (из-за дорогого фунта и высоких процентных ставок) и до терактов 11 сентября - конкурентоспособность британских товаров значительно упала. Намечающийся глобальный спад делает ситуацию еще более опасной.

В сентябре объем промышленного производства сократился на 1,6%, что стало самым значительным месячным падением с мая 1992 года. Конфедерация промышленников Великобритании недавно заявила, что "ближайшие перспективы двух третей британских компаний весьма неопределенны", и потребовала налоговых послаблений. Согласно опросам, более 90% предпринимателей пессимистично полагают, что кризис продлится не менее двух лет. Чтобы остаться на плаву, британские промышленные компании, вынужденные сокращать тысячи рабочих мест, требуют поддержки со стороны правительства. Среди них и такие гиганты мировой индустрии, как, например, национальный авиаперевозчик British Airways.

Тем не менее отнюдь не все промышленные компании стали жертвой надвигающейся рецессии. На общем фоне бедствующей британской индустрии выделяются несколько вполне преуспевающих фирм, которые располагают собственными "технологиями борьбы с кризисом" (это в основном инновации в организации производства и революционные методы менеджмента). Например, один из крупнейших экспортеров Великобритании, производитель строительной техники, семейная компания JCB.

Британский пациент

Британские промышленники во всех своих бедах винят Лондон, который, по их мнению, не принимает решительных мер для спасения национальных компаний. Великобритания тратит на поддержку отечественных производителей (субсидии, заградительные меры и т. д.) значительно меньше других государств Евросоюза. Неудивительно, что после резкого ухудшения конъюнктуры несколько крупных фирм буквально начали "тонуть". Motorola была вынуждена закрыть фабрику в Шотландии, на которой работали 3 тыс. человек. Англо-голландская металлургическая компания Corus объявила о сокращении 6 тыс. работников к концу 2003 года. В октябре из-за спада в авиаиндустрии компания Rolls-Roys, производящая авиационные двигатели, уволила 5 тыс. работников. Есть десятки подобных примеров.

В сложившейся ситуации профсоюзы требуют немедленной помощи от государства для ряда промышленных районов в размере 1 млрд фунтов стерлингов. Одновременно британские компании выступают за новое снижение процентных ставок. В этом году Центробанк Англии сокращал ставки уже шесть раз, однако они по-прежнему остаются довольно высокими (4%), что снижает конкурентоспособность британских товаров. Головную боль промышленникам доставляет и национальная валюта. Фунт не устраивает их не только завышенной стоимостью, но и частыми колебаниями курса, что осложняет долгосрочное планирование. В 1970-1980-е годы мощный удар по промышленному сектору страны нанесла продолжительная стагфляция и "недружественные" для промышленников реформы Тэтчер. Компаниям было не до инвестиций, они занимались в основном сокращением персонала. Ну а в 90-е все внимание инвесторов переключилось на сферу услуг, особенно деловых - сектор, где начался настоящий бум. Промышленность же осталась в тени.

Однако, списывая все свои беды на плохие макроэкономические условия, британские промышленные компании все же лукавят - их основные слабости проявляются скорее на микроуровне. Они значительно отстают от своих континентальных конкурентов по уровню производительности труда. Не меньшую проблему представляют и низкие расходы на НИОКР - британские товары значительно проигрывают, например, немецким по своей "инновационности". Как следствие, у британских рабочих зачастую просто не хватает навыков для производства сложных современных изделий. Именно поэтому, к примеру, "пошла по миру" автомобильная отрасль страны, которая, не справившись с конкуренцией, была раскуплена иностранцами (99% выпускаемых автомобилей собирается на заводах, принадлежащих зарубежным компаниям). В целом на долю крупных западных ТНК приходится треть суммарного промышленного производства в Великобритании.

Миллиардный рост

JCB, одна из преуспевающих британских компаний, расположена в Западном Мидленде (центральная часть Англии), который считается промышленным сердцем страны. Британцы называют JCB одним из своих самых успешных промышленных предприятий. В России эта марка почти не известна, однако в европейских странах аббревиатурой JCB стали называть любой экскаватор, погрузчик и т. д.

История JCB начинается с почти мифологического эпизода. В 1945 году основатель компании Джозеф Сирил Бэмфорд (Joseph Cyrill Bamford, по его инициалам и была названа компания) с помощью купленного за один фунт старого сварочного аппарата собрал из металлолома прицеп, который и был продан на рынке за 45 фунтов. Спустя 50 лет компания JCB - пятый по величине производитель строительной техники в мире. Оборот в 2000 году составил около 1 млрд фунтов. Примерно в такую же сумму оценивается сама компания, которая так и осталась семейным предприятием. Президент и управляющий директор компании - сын основателя сэр Энтони Бэмфорд. Его жена Кэрол Бэмфорд занимается производством собственной марки одежды.

Закрытая практика ведения бизнеса спасла JCB от враждебного поглощения - участи, которой не удалось избежать многим британским промышленным компаниям. JCB действительно является лакомым куском для своих более крупных конкурентов - американской Caterpillar и японской Komatsu, объемы продаж которых в 2000 году составили 20,2 и 10 млрд долларов соответственно (продажи JCB - 1,3 млрд долларов). Однако "семейственность" имеет и серьезные минусы - например, ограниченные финансовые возможности. В отличие от той же Caterpillar, которая может использовать полученные на фондовом рынке деньги для расширения своего бизнеса, JCB вынуждена полагаться только на внутренние источники. Caterpillar активно использует свое "фондовое" преимущество для поглощения других компаний. Например, американцы купили английскую Perkins Engines, поставлявшую двигатели для техники JCB. Именно эта угроза заставила Бэмфордов в начале 90-х подумать о том, чтобы сделать фирму "непотопляемой" даже в условиях самой жесткой конкуренции. Главным козырем в борьбе с публичными компаниями семейство Бэмфордов решило сделать инновации в организации производства.

С момента основания компании Джозеф Бэмфорд понял, что закрепиться на рынке можно только в том случае, если все время предлагать что-то принципиально новое. Так в начале 1950-х годов появился первый в мире экскаватор-погрузчик (по объемам производства которых JCB лидирует в мире). В 1997 году, для того чтобы закрепиться на уже поделенном рынке погрузчиков, JCB изобрела собственную версию этих машин - телескопический погрузчик Teletruk, который не только поднимает грузы вверх, но и перемещает их вперед. JCB выпускает и самый быстрый в мире трактор - Fastrac, максимальная скорость которого достигает 75 км/час. Здесь всегда стремились быть первыми даже в дизайне строительной техники (в дизайнерской мастерской головного завода JCB в Рочестере рядом с экскаватором-погрузчиком стоит автомобиль Ford Focus, который руководство компании считает образцом дизайна, заслуживающим подражания).

Однако сегодня главный козырь компании - особая схема организации производства, которая помогает максимально снизить издержки. Именно это позволило JCB, поставляющей 70% продукции за рубеж, справиться с головной болью британских экспортеров - дорогим фунтом.

Безотходный конвейер

Чтобы производить продукцию высокого качества относительно низкой себестоимости, JCB несколько лет назад разработала оригинальную конвейерную систему. Обычно на подобных производствах вдоль конвейера стоят контейнеры, заполненные деталями, и рабочие сами выбирают нужные комплектующие, на что уходит много времени. На заводе JCB в Рочестере применена другая технология - в стороне от конвейера комплектующие распределяются по контейнерам. "Флот" из небольших электрокаров развозит контейнеры к определенным участкам конвейера. Применение такого метода позволило повысить скорость сборки некоторых видов техники в три раза, а количество комплектующих на складе сократить на четверть. По словам генерального директора отдела продаж и сервиса JCB Дэвида Бэлла, эффективность производства повышает и принцип "тойота" - сборка машины начинается только при наличии заказа.

Не менее эффективно работает и фабрика запчастей JCB, задача которой состоит в обслуживании машин компании по всему миру. В специальном call-center сотрудники компании принимают заказ и через 24 часа его доставляют в любую точку земного шара. При этом за счет отточенной до мелочей логистики со 107 тыс. наименований запасных частей справляются всего 80 сотрудников. Четко организованное производство сочетается со строгим контролем качества. Выходя с конвейера, каждая машина 40 минут работает, выполняя различные "нормативы". В случае малейшего отклонения от стандартов техника отправляется на доработку.

Фабрика в Рочестере, расположенная недалеко от Бирмингема, старого индустриального центра Англии, представляет собой образец экологичности (в реке, протекающей поблизости, с 1917 года водится лосось, которому для нереста требуется исключительно чистая вода). Руководство компании уделяет этому значительное внимание, ведь большинство сотрудников живут в радиусе 50 км от предприятия.

Для повышения качества продукции JCB коренным образом изменяет традиционное британское отношение к простым рабочим. В отличие от Германии или Японии здесь не принято поддерживать "инициативы снизу", и рабочий не заинтересован в повышении качества производимых им изделий. Руководство JCB пошло другим путем. "Если рабочий вносит предложение об улучшении работы конвейера (на его участке или любом другом), то он получает существенную премию", - говорит директор экскаваторного завода в Рочестере Пол Блэк. Негласный девиз фирмы: "Мы представляем бизнес с человеческим лицом". Работники JCB имеют многочисленные социальные льготы. Не менее внимательно владельцы JCB относятся и к высшему руководящему составу. Неслучайно в JCB переходят менеджеры из компаний-конкурентов. Недавно на работу в JCB перешли глава британского представительства Komatsu Кейт Типпинг и один из руководителей подразделения Volvo, выпускающего строительную технику, Гельмут Петерс.

Кризис? Новые возможности!

Спад на мировом рынке в JCB рассматривают прежде всего как новые возможности для компании. Семья Бэмфордов считает, что к 2005 году им удастся увеличить свою долю на мировом рынке строительной техники с нынешних 7,1 до 10%. Надежды связываются с американским рынком, куда пока идет только четверть поставок и где безраздельно царствует Caterpiller. В прошлом году в Саванне (штат Джорджия) JCB приступила к производству экскаваторов-погрузчиков на первом собственном крупном заводе за рубежом. Другой участок рынка - это азиатский регион. Расширяется производство в Индии, где JCB совместно с местной компанией Escort Limited с 1979 года производит устаревшие экскаваторы-погрузчики.

Одним из направлений, где JCB может потеснить своих главных конкурентов (американские Caterpillar и Ingersoll Rand, японскую Komatsu, голландскую CNH Global) - это рынок тяжелой строительной техники для горнодобывающего производства. Именно для этих целей Бэмфорды переманили из Komatsu, известной своими тяжелыми экскаваторами, ключевого менеджера Кейта Типпинга, который возглавит в компании соответствующее подразделение.

Экспансии JCB, как полагают эксперты, может помочь спад на мировых фондовых рынках. Многие публичные компании (среди которых и производители строительной техники) из-за падения фондового рынка неизбежно "подешевеют", что уменьшит возможности для экспансии за счет выпуска акций, опционов и т. д. CNH Global, которая раньше скупила такие известные марки строительной техники, как Case, Q & K, Fiat-Hitachi и New-Holland, из-за неблагоприятных экономических условий уже объявила о намерении уволить 25% своих работников к 2003 году. В этой ситуации семейное владение JCB может оказаться существенным козырем, так как все активы компании "реальны" и не зависят от перипетий на фондовом рынке.

Сэр Энтони Бэмфорд, типичный англичанин и активный сторонник Консервативной партии, считает, что здоровый семейный бизнес, который меньше подвержен перепадам бизнес-конъюнктуры, - лучшая опора для британской экономики. Он уверен в том, что его компания без проблем переживет еще не одну рецессию. Недавно JCB начала производить игрушечные экскаваторы и тракторы. Менеджеры говорят, что хотят с детства приучать будущих строителей к своей технике.

Москва-Лондон-Рочестер