Впрочем, пока этот план содержит гораздо больше вопросов, чем ответов. Непонятно, например, готова ли российская сторона уступить ЕБРР блокирующий пакет ВТБ (25% плюс 1 акция) или нет, и, если да, то по какой цене. Просочившиеся в СМИ условия ЕБРР (300 млн долларов за 20% акций) большинство аналитиков сочли весьма заниженными для гранда российской банковской системы. ВТБ занимает 2-е место в России (после Сбербанка) и 222-е место в мире по размеру собственного капитала. Более того, в мировой табели о рангах он 25-й по рентабельности бизнеса. В перспективе ВТБ может перетянуть на себя сеть росзагранбанков. Уже сегодня он является владельцем 30% акций Ост-Вест Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне) и контрольных пакетов в Ист-Вест Юнайтед банке (Люксембург) и Донау-банке (Вена).
Что и говорить, кусок лакомый. В связи с этим встает еще один, не менее важный вопрос: а что это за "прочие" инвесторы, которым государство готово продать половину банка? Наверняка и ЕБРР небезынтересно, станут ли соприватизаторами ВТБ распыленные фирмешки или крупнейшие российские финансово-промышленные группы с не всегда стерильной репутацией.
Времени на поиск ответов на эти и другие вопросы осталось немного. В качестве согласованной даты выхода ЦБ РФ из капитала Внешторгбанка (сейчас Банку России принадлежит 99% ВТБ) правительство установило 1 января 2003 года.
Впрочем, безусловной заслугой главы ВТБ Юрия Пономарева является сам факт привлечения ЕБРР к переговорам о продаже Внешторгбанка. Авторитет и неангажированность этого финансового института могут сослужить в непростом процессе приватизации российского банковского "тяжеловеса" хорошую службу.