Самая малошумная подлодка

Наука и технологии
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)

В начале декабря в Северодвинске со стапелей Северного машиностроительного предприятия будет спущена на воду и передана Минобороны новая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) "Гепард".

Проект этой лодки был разработан в конце восьмидесятых, когда завершилось формирование новой концепции развития Военно-морского флота СССР. Тогда из-за нехватки денег было принято решение отказаться от производства дорогих авианесущих крейсеров и сосредоточить усилия на создании нового поколения атомных подводных лодок - АПЛ может уничтожить авианесущую группировку противника и три корабля поддержки, но при этом стоит не 10 млрд долларов, как, например, авианосец "Теодор Рузвельт" ВМС США, а в десять раз меньше.

Предполагалось, что модернизированные подводные лодки третьего поколения, к которым относится "Гепард", встанут на боевое дежурство к концу 1995 года, но из-за скудного финансирования гособоронзаказа "Гепард" впервые был спущен на воду (для прохождения испытаний) лишь в 1999 году. Сейчас, по словам заместителя главного конструктора Севмашпредприятия Леонида Самаркина, все испытания успешно завершены и лодка готова к приемке.

"Гепард" превосходит другие АПЛ по мощности вооружения, дальности обнаружения противника, скорости. Но главное - "Гепард" станет самой малошумной АПЛ в мире. В новой подлодке применены высокопрочные стали, не имеющие аналогов, разработанные петербургским ЦНИИ "Прометей". Водоизмещение "Гепарда" 8,5 тыс. тонн, длина 112 м, предельная глубина погружения 600 м, а крейсерская скорость подводного хода 33 узла. Лодка с экипажем из 73 человек может совершать автономные плавания до ста суток.

По проектам АПЛ третьего поколения, разработанным петербургским морским КБ машиностроения "Малахит", было построено 14 лодок. Не исключено, что "Гепард" может оказаться в числе последних. Как заявил на прошлой неделе вице-премьер Илья Клебанов, в рамках гособоронзаказа на будущий год планируется обновление парка российских подводных лодок крейсерами уже четвертого поколения, над разработкой которых и работает КБ "Малахит".

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама