Сколько стоит Стинг

Святослав Бирюлин
10 декабря 2001, 00:00

Определяя цены на билеты, промоутеры руководствуются соображением "сколько ни назначь, все равно раскупят"

Нынешний музыкальный год еще раз подтвердил зависимость богатства музыкальной жизни страны от толщины кошельков ее граждан. Стабилизация экономической ситуации позволила за один год провести в Москве рекордное количество концертов актуальной зарубежной музыки - Стинг, A-ha, Guano Apes, Scorpions, Yes, Rammstein, Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Том Джонс и так далее. Это не считая визитов альтернативных клубных команд вроде Stereolab или Mouse on Mars.

Неплохо обстоят дела и в русскоязычной музыке. Москва опять все лето жила от фестиваля к фестивалю. В августе cостоялся самый большой в истории России рок-фестиваль "Нашествие" - его посетило около 200 тысяч зрителей. Рокеры регулярно гастролируют и не бедствуют. Положение эстрады тоже не ухудшилось - все популярные артисты выступают по-прежнему много. Оживились даже почти забытые ВИА вроде "Самоцветов", залы на их концертах не пустуют. Приезжают в Москву и зарубежные звезды классической музыки. Иными словами, произошло не перенаправление средств, которые наши граждане готовы тратить на развлечения, а увеличение их объема.

Однако уходящий год стал рекордным не только с точки зрения интенсификации концертной деятельности. Пожалуй, еще никогда билеты на концерты зарубежных артистов не стоили так дорого. И Москва довольно быстро привыкла к тому, что за билет на хорошее место приходится выкладывать по 200 долларов. Столько стоили билеты на Демиса Руссоса, Ванессу Мэй и Наталью Орейро, и даже на Rammstein. Билеты на Стинга еще дороже. Но абсолютный рекорд года принадлежит устроителям концерта Сары Брайтман и Хосе Каррераса, продававшим билеты по 50 тысяч рублей. Конечно, здесь речь идет только о VIP-билетах, но, скажем, в "Олимпийском" только они дают возможность не разглядывать артиста с расстояния трехсот метров.

Цены выросли как-то вдруг. Наиболее внятно это прокомментировали организаторы "Максидрома", полукоммерческого фестиваля, который больше служит целям промоушна радио "Максимум", чем извлечения прибыли. На вопрос "Почему в этом году билеты стоят целых шестьсот рублей?" поступил ответ: "Так ведь их все равно раскупят!". Похоже, именно это соображение и лежит в основе логики подсчета цены билета на любой концерт.

Понятно, что все участники концерта - хозяева зала, фирма-промоутер, рекламные агентства - и сам артист должны заработать. Непонятно другое: то ли концерты стали возможны потому, что находится достаточно желающих расстаться с двумястами долларами, то ли промоутеры чуют, что зрителей легко раскошелить, и устанавливают запредельные цены.

Ответ на этот вопрос мы попытались получить у председателя совета директоров компании "Макс-Тур" (часть холдинга, занимающегося гастролями зарубежных артистов) Владимира Зубицкого.

- Из чего складываются цены на билеты?

- Цена билетов на любой концерт определяется расходной частью бюджета шоу. Она в свою очередь состоит из двух частей. Первая - это арендная плата за площадку, кстати, очень высокая, и рекламная кампания - афиши, билеты, реклама на радио и телевидении, перетяжки и так далее. Вторая часть - это гонорар артиста и все сопутствующие расходы: дорога, гостиница, визы, питание, внутренний транспорт. Кроме того, залы предоставляются в аренду без звукового и светового оборудования, то есть эти расходы тоже ложатся на нас. Существуют также отчисления за авторские права, налоги. И уменьшить эту расходную часть удается только за счет спонсоров, если таковые находятся. К примеру, на концерт Lords of the Dance билеты были относительно недорогие именно потому, что нашлись спонсоры.

- А что в расходной части обходится дороже всего?

- Реклама - радио, ТВ, наружные щиты, перетяжки, расклейка и так далее. Реклама съедает большую часть бюджета мероприятия. В среднем расходы на организацию концерта, не считая гонорара артиста, составляют сто-сто пятьдесят тысяч долларов. Бывает, что от концерта мы вынуждены отказаться - просто по финансовым соображениям.

- То есть вы хотите сказать, что шесть тысяч рублей - это цена, вызванная объективными причинами?

- Ну, у нас есть билеты не только по шесть тысяч рублей. Есть билеты и по двести рублей, и по пятьдесят. Даже в Государственный Кремлевский дворец можно попасть за пятьдесят рублей. Шесть тысяч - это цена VIP-билета, места в танцующем партере стоят куда дешевле.

- А финансовые возможности зрителей вы принимаете в расчет?

- Безусловно, хотя не только их. Вспомните, после кризиса ведь никто не приезжал! Мы, как лакмусовая бумажка, ощущаем на себе экономическую ситуацию в стране. Как только ситуация стабилизировалась, появились концерты, и на них стало не попасть. Во всяком случае, семьдесят процентов зала собирается всегда. А люди ведь понимают, что билеты на настоящую звезду не могут стоить три копейки.

В прошлом году мы были организаторами "Золотого граммофона" и поставили эксперимент. На несколько билетов - штук на восемь-двенадцать - поставили цену в тридцать тысяч рублей. В нее входили место в первом ряду, водка "Русское радио", эксклюзивная, которая в продажу не поступает, буклетик, маечка и приглашение на VIP-банкет, на котором будут присутствовать все звезды. Так эти билеты раскупили полностью и в первую очередь.

- А какую часть цены билета составляет прибыль фирмы-организатора?

- Не более десяти процентов.

- Но, скажем, в Праге билеты на Rammstein не могут стоить двести долларов, а у нас - запросто.

- Я не знаю, как с этим обстоит в Праге, но у нас в Москве чересчур высокая арендная плата за зал. Залов, пригодных для концертов, в Москве очень мало. И они этим пользуются, они практически монополисты. И потом, как только речь заходит о России, гонорар артиста автоматически вырастает.

- Это почему? Из-за пиратства?

- Не только. Во-первых, иностранные промоутеры считают, что Москва - богатый город и народ тут готов выкладывать большие деньги. Они, иностранные промоутеры, вообще великолепно осведомлены о том, что происходит в Москве, в том числе и с уровнем жизни населения. Во-вторых, Россия для них - зона риска. Ехать сюда небезопасно, и за это тоже мы должны расплачиваться. И в-третьих, конечно, обычно западные артисты организовывают тур, приурочив его к выходу новой пластинки, чтобы повысить уровень продаж. А о ситуации с пиратством в России они тоже прекрасно осведомлены. Они знают, что на альбомах они здесь денег не заработают. Значит, должны компенсировать эти потери гонорарами. Почему, скажем, сюда не едет Мадонна и скорее всего никогда не приедет?

- А насколько выше гонорары за концерт в России по сравнению с другой страной?

- Точно не знаю, но процентов на двадцать-тридцать минимум.

- То есть если вы устраиваете в одном и том же зале концерты "Мумий Тролля" и Стинга, то огромная разница в цене билетов вызвана только разницей в гонорарах?

- Конечно. Разница в гонорарах очень велика. Есть, кроме того, отличие в объеме рекламных кампаний. На иностранцев мы всегда даем очень много рекламы. К тому же концерты наших звезд в "Олимпийском" не являются для них средством заработка.

- ???

- Это, как правило, большая промоутерская акция. Концерт показывают по телевидению, вся страна видит, какие они молодцы, и музыканты потом обеспечены приглашениями на концерты поскромнее на год вперед.

- По поводу телетрансляций: почему такая практика не проходит с западными артистами? Никто не покупает права?

- Две съемки мы проводили - Scorpions и Yes. У нас были права на съемку, и мы поменяли их на рекламу по телевидению. Менеджеры этих групп понимают, что нам надо предоставить эти права, чтобы обеспечить хотя бы минимальный финансовый успех мероприятия. Вообще на любой концерт можно получить права на трансляцию, но стоит это как минимум столько же, сколько составляет гонорар артиста. Мы не можем заплатить таких денег. А телекомпаниям это совершенно не нужно. Что-то может изменить только спонсор.

- А вы не планируете поискать способы снизить цены?

- А это не от нас зависит. Если не появится никаких дотаций со стороны государства, к примеру на авиаперелеты, цены на билеты не опустятся.

Вот это была неожиданность. Чтобы коммерсант из шоу-бизнеса заговорил о госдотациях...

Существует легенда о коммерческом парадоксе. Некий производитель водки среднего качества и средней цены обнаружил, что появление на рынке конкурента с более дешевой и менее чистой водкой отрицательно сказалось на его продажах. Но вместо того, чтобы демпинговать, он повысил цену на свой товар. Его водка автоматически перешла в разряд элитных, и спрос на нее снова вырос, хотя качество не изменилось. То есть цена влияет на спрос. Богатство - штука относительная. Оценить его можно только в сравнении. Для этого существуют предметы, обладание которыми есть показатель статуса - автомобиль, дом, телефон. То же - цены на билеты. Любопытно было бы узнать, купила бы наша элита билеты на Стинга, если бы они стоили не дороже 300 рублей.

В существующих условиях промоутеры вряд ли станут снижать цены. Пока люди готовы покупать дорогие билеты, они дорогими и останутся. Но возможности для снижения цен есть. Во-первых, строительство новых концертных залов. Все профессионалы ругают "Олимпийский" и хором твердят, что это место для концертов совершенно не приспособлено. Но ничего лучше в Москве нет. С появлением же новых площадок упадет цена аренды. Во-вторых, запуск новых телеканалов - если их будет восемьдесят, а не пятнадцать, то снизятся расценки на рекламу, к тому же появится возможность работать с целевой аудиторией. Промоутеру легче будет "достать" нужного зрителя, и ему не придется размещать рекламу концерта в Большом театре на канале РТР, который смотрит вся страна. В третьих, когда-нибудь - и если тенденция роста продолжится, то довольно скоро - концертов западных звезд станет больше и они перестанут быть таким редким и престижным событием. И промоутерам волей-неволей придется снижать цены. Так что есть способы обходиться и без дотации государства. Или ждать момента, когда сто долларов станут для подавляющего большинства россиян мелкой разменной купюрой.