На нашем графике хорошо заметно наличие больших и малых циклов в российской истории. Как видим, большие циклы - от революции до революции - укладываются довольно точно в одно столетие. Малым циклам - от реформы до застоя и обратно - хватает 30-50 лет.
Существенное воздействие на внутрироссийские события оказывали внешние факторы, выливавшиеся в многочисленные войны. Роль самых крупных из них, таких, например, как Отечественная война 1812 года и первая мировая война 1914-1918 годов, в провоцировании российских революций и, соответственно, Хаоса неоспорима. А вот вторая мировая война сыграла роль скорее стабилизатора сталинского режима. Победа Советского Союза дала определенное оправдание ужасам индустриализации и коллективизации, а потери в войне заслонили потери от предвоенного террора.
Такая продолжительность исторических циклов и последовательность эпох не случайна. Потребность в радикальных переменах и революциях возникает в обществе под воздействием социально-экономических факторов, а реализуется в моменты его психологической готовности к таким переменам. Отцы совершают революции, а затем, отягощенные ее ужасным опытом, настраивают своих детей против революционных потрясений. Внуки еще боятся революционного хаоса, но уже желают радикальных реформ. А внуки внуков в свою очередь уже совсем забывают об ужасах революции, проникнуты ее романтикой, недовольны нерешительностью своих дедов и готовы к новым революциям.
Безусловно, политические циклы связаны с экономикой. Поскольку мы рассматриваем очень длительный исторический период, в качестве индикатора экономического развития мы взяли текстильную промышленность - отрасль, которая существовала все это время и к тому же характеризует состояние именно экономической самодеятельности граждан, а не государственных усилий, как, например, в оборонке. Из многочисленных данных, приведенных в "Истории отечественной текстильной промышленности" (Конотопов М. В., Котова А. А. и др.), можно сделать вывод, что каждый шаг по ликвидации монополий и казенной регламентации, по освобождению крестьян от крепостной, а затем общинной зависимости способствовал резкому росту текстильного производства.
Если же обратиться к нашему графику, то периоды максимального роста экономики совпадают с периодами большого и малого Порядков, что тоже понятно. После большого Хаоса сам факт стабилизации в период большого Порядка способствует экономическому росту. А в период малого Порядка субъекты экономики пользуются результатами реформ, проведенных в период малого Хаоса, - большей экономической свободой в условиях относительной стабильности, что тоже благоприятно для экономики.
Примеры такого экономического прогресса хорошо видны при Александре III и при Брежневе: массовое промышленное и транспортное строительство, существенный рост жизненного уровня населения. Не случайно именно эти периоды малого Порядка запомнились большинству современников как времена наибольшего житейского благополучия. При том что политический климат и в том и в другом случаях был подморожен.