Как расшить зерновой экспорт

Экономика и финансы
Москва, 11.02.2002
«Эксперт» №6 (313)

На прошлой неделе вице-премьер правительства РФ министр сельского хозяйства Алексей Гордеев провел совещание с руководителями крупных зерновых компаний. Обсуждались меры по стимулированию экспорта зерна из России. Договорились о том, что совместная программа по экспорту будет разработана и предложена на рассмотрение правительства во втором полугодии 2002 года. Алексей Гордеев заявил, что пока правительство России не в состоянии (по примеру некоторых западных стран) субсидировать экспорт, но предусмотреть льготное кредитование через Россельхозбанк представляется возможным.

Известно, что Россия в урожайные годы вывозит всего 2-3 млн тонн зерна. Хотя, например, в прошлом году, когда был собран высокий урожай зерновых - около 82 млн тонн, можно было бы продать за рубеж примерно 10 млн тонн. Эксперты прогнозировали, что в этом году наши компании вывезут около 5 млн тонн зерна, но, по мнению Алексея Гордеева, скорее всего эта цифра не превысит 4 млн тонн. Более интенсивный экспорт сдерживается низкой пропускной способностью наших портов. Основная масса экспортных поставок идет через Новороссийский порт. Однако, по словам руководителя зернового управления компании "Русагро" Андрея Зуева, у Новороссийского элеватора только два причала и лишь один из них глубоководный, так что записываться на погрузку нужно за два месяца. Прямая перевалка из вагонов ограничена, так как в порт идет только одна железнодорожная ветка. Другие порты (Ейск, Ростов, Таганрог) мелководны и принимают небольшие суда - их пропускная способность невелика, фрахт же дорожает. Экспорт через прибалтийские порты проблематичен из-за высоких экспортных железнодорожных тарифов.

Крупные зерновые компании озабочены этой ситуацией. "Юг Руси" уже построил свой терминал в Новороссийском порту и уже в этом году экспортировал около 450 тыс. тонн зерна. Еще одна крупная компания заявила о намерении построить элеватор в порту под Питером. Но проблемы не решаются только строительством элеваторов, нужны более серьезные вливания в улучшение инфраструктуры портов. Возможно, вместе с заинтересованными министерствами Минсельхоз и представители зерновых компаний смогут предложить новые решения.

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (313) 11 февраля 2002
    Олимпиада
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама