На прошлой неделе в Москве под эгидой Торгово-промышленной палаты Израиль-Россия-СНГ состоялось открытие бизнес-центра, призванного способствовать выходу израильских компаний на российский рынок. Для участия в церемонии официального открытия в столицу прибыли вице-премьер и министр строительства Израиля Натан Щаранский и курирующий развитие российско-израильских отношений глава парламентской фракции "Наш дом - Израиль" (НДИ) Юрий Штерн. Политики прибыли в Москву в сопровождении делегации израильских бизнесменов и чиновников. Идея открытия представительства ТПП Израиль-Россия-СНГ в Москве витала в воздухе с начала девяностых. Однако деньги для реализации проекта (ТПП и бизнес-центр - частные структуры) удалось найти только сейчас.
Израильтяне проявляют все большую активность в стремлении установить тесные деловые связи с Россией. В прошлом году и президент Израиля Моше Кацав, и премьер Ариэль Шарон неизменно приезжали в Россию в сопровождении представительных делегаций израильских бизнесменов. Более того, особенностью первого визита Шарона в Россию в качестве премьер-министра стало именно повышенное внимание, уделенное экономической тематике.
Интерес израильских бизнесменов к России объясняется просто - экономики России и Израиля по многим параметрам могли бы эффективно дополнять друг друга. "В израильской экономике есть уникальные вещи, которые, как перчатка к руке, подходят к российскому рынку", - считает генеральный директор Торгово-промышленной палаты Израиль-Россия-СНГ Эли Рагимов. Однако сейчас сложилась парадоксальная ситуация - реальный потенциал развития экономических отношений необычайно высок, а объем взаимной торговли между Россией и Израилем ничтожно мал. Исправить сложившееся положение вещей и призван открытый бизнес-центр.
Проблемы роста
"Экономические и торговые взаимоотношения Израиля и России, к сожалению, находятся в зачаточном состоянии", - так комментируют израильские чиновники состояние экономических связей, и они недалеки от истины. По данным израильской статистики, товарооборот между нашими странами в 2001 году составил около 650 млн долларов (Российские данные на этот счет несколько отличаются от израильских: объем взаимной торговли между Россией и Израилем превышает 1 млрд долларов. Расхождение в цифрах более чем на треть, по-видимому, обусловлено тем, что значительная часть товарооборота идет через третьи страны) - что меньше, чем полпроцента, и в российском, и в израильском внешнеторговом обороте. Израильтяне импортируют из России товаров на 480 млн долларов, а израильский экспорт в Россию в прошлом году не превысил 170 млн.
Российский экспорт в Израиль традиционно носит преимущественно сырьевой характер (60-70% израильского импорта из России приходится на необработанные алмазы, остальное - нефть, металлопрокат, пиломатериалы, а также, в незначительные объемах, оборудование и транспортные средства). Структура же израильского экспорта в Россию за последние десять лет значительно изменилась. Если в начале девяностых Израиль экспортировал преимущественно сельскохозяйственную продукцию, то теперь большая часть экспорта приходится на машины, оборудование, медикаменты, аппаратуру для телефонной, телеграфной и радиосвязи.
Конечно, номенклатура израильского экспорта выглядит вполне солидно, однако с незначительным объемом взаимной торговли и уж тем более с заметным торговым дефицитом израильтяне мириться не намерены. "Если раньше стояла задача приблизить структуру экспорта в Россию к типовой структуре израильского экспорта в развитые страны, то сегодня приоритетом становится увеличение объемов экспорта", - говорит Юрий Штерн.
Главный фактор сближения
Не случайно, что Израиль именно сейчас стремится резко активизировать экономические связи с Россией. За десять лет бывшие наши соотечественники уже успели окрепнуть, многие обзавелись собственным делом. "Евреи, приехавшие из России в начале девяностых и начавшие заниматься бизнесом, уже достаточно прочно стоят на ногах и вошли в средний класс", - считает директор израильской компании Polson Business Consulting, доктор экономики, профессор Сергей Полак. "Русская" община сумела добиться определенного политического влияния (ее интересы в парламенте представляют три "русских" партии) и влияния на один из основных секторов израильской экономики. Специалисты - бывшие граждане России сделали еврейское государство одним из мировых лидеров хай-тек-индустрии (они составляют 42% занятых в сфере высоких технологий в Израиле).
Однако при всем при этом выходцам из стран бывшего СССР не удалось органично интегрироваться в старую израильскую деловую и политическую элиту. Израильский истеблишмент не торопится принять "новых израильтян", что связано с его традиционной замкнутостью. "В Израиле важно, с кем ты служил в армии. Боевое братство в цене. И после увольнения бывшие сослуживцы помогают друг другу в бизнесе, в дальнейшем продвижении по службе, в политике", - рассказывает вице-президент российского банка "Держава", работающего с израильскими компаниями по огранке алмазов, Андрей Макогон. Важнейшие секторы израильской экономики контролирует мощное аграрное, строительное и военно-промышленное лобби; основные рычаги государственной власти также находятся в руках ивритоязычной элиты. Соответственно и финансовые возможности "русских" и "коренных" израильских бизнес-структур несопоставимы. "Представители русскоязычных, как правило, не вырастают до крупного бизнеса", - говорит Сергей Полак.
Ивритоязычная же элита, представляющая крупный бизнес, относится к России настороженно. Стереотипы и общий негативный имидж России в западном мире удерживают крупных израильских бизнесменов от ведения дел с нашей страной. Отсюда двойственность, которая пронизывает российско-израильские экономические отношения: огромный потенциал сотрудничества при мизерном торговом обороте; настойчивость "русских израильтян", которая в последнее время проявляется и на политическом уровне, и заметная прохладца со стороны крупных российских и израильских бизнесменов, которые не замечают средний "русско"-израильский бизнес.
Однако, несмотря на это, определенные подвижки все же есть. Именно в развитии деловых контактов с Россией русскоязычные израильтяне видят один из основных ресурсов укрепления своих позиций в израильском обществе, поэтому их интерес к России носит долгосрочный стратегический характер. Русскоязычные директора и менеджеры в крупных израильских компаниях зачастую ищут возможности для бизнеса в знакомой среде и, по словам Юрия Штерна, "тянут" свои компании на российский рынок. Наконец, на крупные "нерусские" израильские компании и рассчитан открывшийся в Москве бизнес-центр. Предполагается, что наиболее активно пользоваться его услугами будут израильские фирмы, которые не имеют существенной русскоязычной компоненты и у которых нет своей базы на местных рынках.
Возможные проекты
России и Израилю есть, что предложить друг другу. "Определенная изюминка в Израиле состоит в том, что Иерусалим смог подписать ряд международных договоров о свободной торговле со странами Европы и Северной Америки, которые делают страну мостиком для государств, у которых таких договоров нет, например для России", - говорит Эли Рагимов. В этом смысле самой перспективной для совместного привлечения инвестиций в российскую экономику (и их освоения) считается область высоких технологий. "С точки зрения иностранного инвестора, в России сложилась уникальная ситуация: есть умные люди, которые готовы работать не за большие деньги - это мечта", - говорит генеральный директор занимающейся поставками оборудования в Россию израильской компании Filuet Group Алекс Рашкован.
Россия испытывает затруднения с получением ряда современных технологий, потому что, по существу, западные страны стараются ограничить восстановление российского потенциала. Израильтянами Россия не рассматривается как военно-стратегический конкурент, поэтому для Израиля сразу же снимается целый ряд вопросов (неизбежно возникающих в отношениях с Россией у более крупных стран). Израильтяне могут успешно прорываться на каких-то участках (например, они выиграли сложнейший конкурс на трансляцию Олимпиады-2008 в Пекине), но, вырываясь вперед, не могут обеспечить необходимых объемов производства, соответствующих потенциальному спросу на мировом рынке. У России же есть огромная база для такого производства.
Отрасли, где Москва и Иерусалим могли бы наладить тесное сотрудничество, далеко не исчерпываются высокими технологиями. Недавно в Израиле было открыто месторождение природного газа. В недрах израильского министерства национальных инфраструктур, возглавляемого лидером НДИ Авигдором Либерманом, рассматриваются проекты по газификации Израиля и вопросы преобразования энергетического хозяйства. При этом акцент делается на поиск совместных проектов именно с Россией (главный инженер проекта газификации - из бывшего СССР). Вот еще один любопытный пример возможного сотрудничества - по мнению Сергея Полака, Россия в силах помочь Израилю, где ощущается острая нехватка жилья, решить эту проблему. "Если бы России разрешили построить в Израиле два-три домостроительных комбината, то за несколько лет преобразился бы весь Израиль", - говорит г-н Полак. Дело в том, что местная строительная индустрия находится на уровне пятидесятых годов, в ней на 70% используется ручной труд.
Понятно, что все далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сами израильские бизнесмены в частных беседах признают, что пока, несмотря на все их усилия, сотрудничество не идет. Однако если на протяжении десяти лет желание работать вместе проявлялось лишь на уровне разговоров, то сейчас со стороны правительства и частного бизнеса наметились конкретные шаги. Так, межминистерская комиссия Израиля по проблемам торгового риска выделила кредитную линию в размере 75 млн долларов для предпринимателей двух стран для обеспечения гарантий страхования совместных проектов (госстрахование сделки позволит привлечь кредитные средства, значительно превышающие эту сумму). Открытие же израильского бизнес-центра в Москве, как заявил на пресс-конференции, посвященной этому событию, президент ТПП Израиль-Россия-СНГ известный бизнесмен и "алмазный король" Лев Леваев, будет способствовать увеличению товарооборота между Москвой и Иерусалимом на четверть уже в ближайшее время.
Иерусалим - Тель-Авив - Москва