О торжественной порке

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
25 февраля 2002, 00:00

Безобразный скандал на олимпийском турнире фигуристов, формально завершившийся присуждением дополнительного комплекта золотых медалей канадской спортивной паре, будет, вероятно, иметь многочисленные последствия для всего спортивного мира. Об этом уже много написали и еще больше напишут. Одна лишь грань скверной истории не была, на мой взгляд, должным образом освещена - постыдно малодушное поведение наших спортивных чиновников.

Когда скандал разразился, наши спортивные руководители ("ведь создал же Господь такое племя!", как выразилась в аналогичном случае А. Н. Хлестова) в Солт-Лейк-Сити принялись изображать из себя мышь под веником. Никаких сколько-нибудь решительных шагов в первые, решающие, дни скандала они не предприняли, мужественно клеймя происки исказителей олимпийских идеалов в интервью российским СМИ - с понятным расчетом на то, что до исказителей их горькие укоризны не донесутся.

Хуже того, президент Олимпийского комитета России счел возможным публично заявить, что "с уважением" относится к безумному решению МОК и Союза конькобежцев о присуждении канадцам второго первого места. Понимаете? Не вынужден, например, смириться, а относится с уважением. А к оплеванным чемпионам, нашей паре, видимо, относится с меньшим уважением, иначе не заставил бы их (он ли лично или кто-то такой же - не важно) явиться на "повторное награждение" и тем самым расписаться в том, что они победили нечестно. Это при том, что бронзовые призеры, китайские фигуристы, которых лично никто не оскорблял, на эту церемонию прийти отказались, заявив, что не хотят участвовать в фарсе.

Эти две черты прекрасно сочетаются: трусость в отстаивании порученных тебе позиций - и предельно наплевательское отношение к "руководимым". По сути "спортивные руководители" - мелкие чиновники, вся роль которых в том, чтобы по возможности честно распределять скудные госсредства, да защищать своих в таких вот международных скандалах. Как они могут "руководить" знаменитыми фигуристами Бережной и Сихарулидзе? Да никак. Но считают своим неотъемлемым правом их как угодно унижать, если сочтут это полезным для своих, сколь угодно мелких, целей.

Через три дня после описанной непристойности спортвожди учинили еще большую. Российских двоеборцев и прыгунов с трамплина досрочно отправили с Игр домой потому, что они, дескать, не проявили в соревнованиях достаточных волевых качеств и в оставшихся стартах не имеют шансы на медали. Сами-то оскорбленные спортсмены считают, что шансы были, но дело даже не в этом. Обсуждать, есть ли шансы на медали, надо было раньше, а не портить карьеру "подчиненным" позорным изгнанием с Олимпиады. Когда по поводу этого решения поднялся шум, спортвожди придумали объяснение, которое им кажется вполне уважительным: мол, на чартере, улетающем позже, нет свободных мест, а на улетающем сейчас - есть. Так закажите, черт вас возьми, билеты на регулярный рейс! Не оправдывайте свои неприличные деяния экономией того сорта, про который хорошо сказал солженицынский герой: всс на говне сметану собираете...

Насчет "о спорт, ты мир!" покойный маркиз де Кубертен, конечно, погорячился, но как модель мира спорт очень даже пригоден. Чиновничьи некомпетентность и хамство, так убедительно выказанные в Солт-Лейк-Сити, суть миниатюрная модель того, что ежедневно творится по всей России. Самым, на мой вкус, вопиющим примером этого за последние дни стала история с нижегородскими альтернативщиками. Пересказывать ее противно, но если кто-то не заметил, то вот она в двух словах. Мэрия Нижнего Новгорода утвердила положение о муниципальном отряде альтернативной службы. Двадцать призывников, поверив ему, пошли вкалывать санитарами в городской больнице. Прокуратура оспорила законность решения мэрии, и после рассмотрения в нескольких инстанциях оно вроде бы окончательно отменено. Облвоенкомат немедленно заявил, что "незаконная" служба ребятам засчитываться не будет, пожалуйте бриться. Кто способен прокомментировать это в цензурных рамках - милости прошу.

За олимпийской и нижегородской историями есть ведь и еще одна общая подкладка: и там и там на публичное обозрение вылезает последняя степень развала одной из подсистем советской жизни - спортивной в одном случае и армии, основанной на всеобщей воинской повинности, в другом. И там и там самыми сохранившимися частями подсистем осталось чиновничество. Оно очень похоже на то, какое было при СССР (да в значительной части оно то же самое и есть), но выглядит гораздо более скверно по очевидной причине. Тогда помимо беспардонного чиновничества хоть как-то работали и другие части подсистем: олимпийский резерв пополнялся, из армии не каждые два дня бежали озверевшие парни с автоматами. А сегодня мухи - есть, а котлет - нету. И вместо того, чтобы строить на месте выбывающих новые подсистемы, мы наново строим шеренги чиновников.

А на закуску позвольте вспомнить "Швейка": Затем появился жандарм, вывел из толпы какого-то гражданина, арестовал его и увел со словами: "Я вам покажу, как народ подстрекать! Я покажу, как 'нельзя требовать от солдат победы Австрии, когда с ними так обращаются'". Несчастный гражданин не нашел других оправданий, кроме откровенного признания, что он мясник у Старой башни и "вовсе не то хотел сказать".

Следующая за процитированной часть романа и называется "Торжественная порка". Но я вовсе не то хотел сказать.