Смерть символа

11 марта 2002, 00:00

В Москву едет Deep Purple. Лет 10 назад они были наше все. Название группы украшало тетради старшеклассников и стены подъездов. А тот, кто умел играть на гитаре рифф из Smoke On The Water, пользовался всеобщим уважением, прежде всего женским.

Лет за двадцать до этого Deep Purple были "их все". Они начали играть heavy metal, когда этого термина еще не изобрели. Они исполняли сюиту, написанную их клавишником Джоном Лордом, не зная нот. Они собрали внушительную коллекцию золотых и платиновых дисков. И даже попали в книгу рекордов Гиннесса - как самая громкая группа Британии.

Впрочем, в СССР для большинства царапавших название группы на стенах магические слова - Deep Purple - были пустым звуком: пиратская (!) пластинка Smoke On The Water вышла на "Мелодии" лишь в конце 80-х, до этого качественных записей группы у нас в стране практически не было. Так что наскальная живопись была не следствием пылкой любви к группе, а данью уважения к самому символу иной, запретной, свободной музыки. Как всеобщая любовь к джинсам Montana и магнитофонам Panasonic, которых тогда почти ни у кого не было.

Сейчас Deep Purple превратились в почтенных старцев, время от времени гастролирующих и раз в несколько лет выпускающих альбомы. Они пережили семь смен состава и в итоге вновь собрались в каноническом, за вычетом легендарного гитариста Ричи Блэкмора. Их последний альбом - ABanDOn, как и большинство предыдущих, - механическое повторение того, что они делали в молодости. Они уже приезжали в Москву и Питер, а на сей раз собираются посетить аж шесть городов, в том числе Белгород и Самару, что позволяет судить о размерах их гонораров. Ничего неожиданного с Deep Purple не произошло. Просто мы перестали любить их только за то, что они - Deep Purple. Подростки повзрослели, их желание свободы удовлетворено, и идолы хеви-металл-рока совершенно закономерно превратились в группу пожилых музыкантов, играющих вышедшую из моды музыку.

Впрочем, "Пеплы" еще бодрятся. Несколько лет назад, во время их выступления в Осло, молодой нахал запустил в Яна Гиллана банкой из-под пива. Гиллан велел музыкантам продолжать играть, а сам не поленился сходить за сцену и принести корзину бутылок с минералкой, которые он все, одну за одной, выпустил в обидчика при полном одобрении зала. Так что и 19 марта в Москве сюрпризы не исключены.