Top-100. Российский экспорт

Денис Бойцов
17 июня 2002, 00:00

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" по инициативе компании DHL подготовило очередной рейтинг экспортеров

Минувший год был рекордным - внешнеторговый оборот России достиг наивысшего за последние десять лет уровня (140,7 млрд долларов), превысив значение предыдущего года на 2,7%. Правда, структура этого оборота радовала уже не так сильно, как в 2000 году. С одной стороны, несколько расширился импорт, подталкиваемый увеличением внутреннего платежеспособного спроса (отчасти понемногу раскручиваются инвестиционные механизмы, отчасти растут реальные доходы населения).

С другой стороны, экспорт снизился на 3,8%, до 99,2 млрд долларов. Сокращение стоимостного объема российского экспорта началось во второй половине 2001 года и было обусловлено падением мировых цен на нефть (потери от удешевления нефти за последние три месяца составили 1,3 млрд долларов) и ухудшением мировой конъюнктуры, что привело к уменьшению спроса на экспортируемую продукцию. Достигнув максимума во II квартале (25,6 млрд долларов), экспорт уже в следующем квартале сократился на 2,3%, а в IV квартале уменьшился по сравнению с третьим еще на 3,9%.

Холдинги низкого передела

"Топ-100. Российский экспорт" в очередной раз подтвердил закон убывающей отдачи Парето, гласящий: "В любой системе только небольшая часть элементов обеспечивает основную часть общего эффекта". Представленная в рейтинге сотня крупнейших предприятий-экспортеров аккумулировала более 60% всего российского экспорта.

Крупный бизнес, едва ли не монополизировавший внешнюю торговлю, к тому же продемонстрировал и лучшие результаты. На фоне общего снижения экспорта представители "Топ-100" зафиксировали почти десятипроцентный рост, лишний раз подтвердив, что во внешней торговле считаются только с тяжеловесами. Впрочем, успехами могут пока гордиться лишь сырьевые компании.

Важнейшей статьей российского экспорта в 2001 году оставалась продукция нефтяной и нефтегазовой промышленности. Сконцентрированная в крупных холдингах, практически вся нефтегазовая промышленность представлена в первой сотне экспортеров и обеспечивает 72,1% внешних поставок всех предприятий, входящих в рейтинг. Прошлогоднее снижение контрактных цен на российскую нефть и нефтепродукты (со 166 долларов за тонну в январе-сентябре нефть в конце года подешевела до 122 долларов) компенсировалось ростом физических объемов этих товаров, который составил 22% по сравнению с 2000 годом (годом раньше прирост едва составил 5%). В результате общий стоимостной объем экспорта нефтегазовой продукции практически остался на уровне 2000 года, а ее доля в общероссийском экспорте чуть увеличилась, составив 54,8% (против 54,2%).

Вторая по значению товарная группа - металлы и изделия из них. Их доля в общем российском экспорте в 2001 году продолжала сокращаться и в результате уменьшилась на два с половиной процентных пункта, до 14,6%. Это было обусловлено снижением как цен, так и физических объемов. Исключение составил только чугун, поставки которого выросли за счет физического объема на 63%, за счет цены - лишь на 8%. Точно так же обстоит дело и в нашем рейтинге: вклад металлургов в экспорт первой сотни - 17,7% (в 2000 году - 19,1%).

Однако самой яркой тенденцией прошлого года были все же не конъюнктурные подвижки. Промышленность буквально на глазах концентрируется. Процесс создания холдингов, начавшийся в нефтяной отрасли, быстро распространился на другие сферы. Если год назад в "Top-100" были представлены только 32 холдинга, то в нынешнем рейтинге так себя позиционируют уже 43 компании. У всех на слуху слияния и поглощения, происходящие в металлургическом и химическом комплексах. Однако и в таких отраслях, как машиностроение, лесная промышленность, все большее влияние приобретают промышленные группы. Так, в новом рейтинге экспортеров к лидеру лесной и деревообрабатывающей промышленности - "Илим Палп" - добавилось еще два холдинга: группы "Титан" и "Континентальинвест".

К активному построению холдинговых компаний приступили и машиностроительные предприятия. Помимо стабильно входящего в первую двадцатку ТВЭЛ в списке-2001 появились "Сибмашхолдинг", "Энергомашкорпорация" и "Сибирский алюминий" (последний входит в "Top-100" только за счет внешнеторговой деятельности своих машиностроительных подразделений).

В целом экспорт машин и оборудования из России в 2001 году вырос на 12%, доля отрасли в общероссийском экспорте также увеличилась до 10,1% (правда, в первой сотне этот показатель составил лишь 2,7% против 3,3% в 2000 году). Причина в том, что в основном достижения машиностроителей обусловлены ростом продаж продукции оборонно-промышленного комплекса. А главным связующим звеном между предприятиями ВПК и зарубежным покупателем является "Рособоронэкспорт" (в рейтинге не представлен, так как не является промышленной компанией).

Лидеры в номинациях

"Экспортер с наиболее активной маркетинговой политикой во внешней торговле". Когда два года назад была введена эта номинация, она носила скорее символический характер - мы хотели показать значимость маркетинга. Сейчас экспортеры уже вполне прониклись идеей. Уровень деятельности по продвижению товаров повышается столь быстро, что из компаний, входивших в прошлом году в десятку лучших, в этом году остались всего две - "Казанский вертолетный завод" и группа "ВСМПО-Ависма". Им удалось значительно расширить ассортимент продукции, увеличить штат сотрудников, работающих над продвижением товара на внешний рынок. Результаты говорят сами за себя: объемы экспортных поставок выросли в полтора-два раза. А вот ТВЭЛ и "Нижнекамскнефтехим" (НКНХ), напротив, стали уделять меньше внимания стимулированию сбыта за рубежом, в результате чего резко замедлился рост числа контрагентов-импортеров (прирост сократился в два-шесть раз), существенно снизилась динамика экспорта (на НКНХ стоимостной объем экспорта по сравнению с 2000 годом вообще упал на 15%).

В списке наиболее динамичных экспортеров 2001 года лидирует группа компаний "Континентальинвест". Этот холдинг за счет структурных преобразований оторвался от ближайшего преследователя на полкорпуса, увеличив экспортные поставки более чем в девять раз. Таким ростом объемов экспорта группа во многом обязана входившему в ее состав в прошлом году Усть-Илимскому ЛПК, производящему треть всей российской целлюлозы (более половины нашей целлюлозы идет за рубеж). "Континентальинвест" в 2001 году довела загрузку ЛПК до 95% (в свое время она едва достигала 30%). Сейчас комбинат является частью холдинга "Илим Палп".

Более чем в пять раз нарастил экспорт находящийся на второй строке "Алтай-кокс" - самое молодое предприятие коксохимической отрасли России. При его строительстве (начало 80-х) были учтены последние достижения отечественной науки и техники. Сегодня особое внимание здесь уделяется качеству продукции, благодаря чему она стабильно пользуется спросом за рубежом. Опыт поставок кокса на экспорт компания приобрела, работая на индийском рынке, сейчас потребителями ее продукции также являются фирмы из Германии, Румынии и других стран, оценившие соотношение цены и качества алтайского кокса.

О потенциале экспорториентированных предприятий можно судить не только по прямым торговым характеристикам, таким как объем экспорта или его прирост, но и по косвенным показателям активности продвижения товара на внешние рынки. Как и год назад, в номинациях, отражающих глубину проникновения компаний на западные рынки, ведущие позиции удерживают предприятия металлургии. Антидемпинговые расследования в Северной Америке, проблемы с экспортом в страны ЕЭС сокращают возможности экспорта российского металла, что вынуждает металлургов искать новые рынки сбыта.

В номинации "Экспортер с наибольшим количеством иностранных компаний-клиентов" второй год лидирует "Северсталь", демонстрируя более чем трехкратный отрыв от ближайшего соседа. И это несмотря на то, что размер экспортной клиентской базы по сравнению с предыдущим годом у нее снизился на 12%, составив, правда, впечатляющие 735 потребителей. Группа "ВСМПО-Ависма", обосновавшаяся на втором месте, благодаря активному маркетингу во внешней торговле увеличила число зарубежных партнеров с 217 до 222.

Среди экспортеров с наибольшей географией внешней торговли расстановка сил в этом году не изменилась. Наибольшее количество стран, в которые экспортируется продукция, показала опять-таки оставшаяся на первом месте "Северсталь", осуществлявшая в 2001 году поставки в 98 государств. Не сдала своих позиций и группа "Илим Палп" (2-е место), добавив шесть новых стран к уже импортирующим ее продукцию.

Куда существеннее расширил географию экспорта занимающий третью строку рейтинга Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) - за прошлый год предприятие увеличило число иностранных партнеров на 15.

Те же представители черной металлургии лидируют и в номинации "Экспортер с наибольшим количеством экспортных поставок" - в этом рейтинге количество поставок сильно коррелирует с географией экспорта. На двух первых местах обосновались НЛМК, по итогам 2001 года осуществивший своим зарубежным партнерам более 16,5 тыс. поставок, и "Северсталь" с 13,5 тыс. поставок. По сравнению с предыдущим годом количество заполненных таможенных деклараций у этих предприятий уменьшилось на 9,4% и 2,7% соответственно. Третью позицию занимает "Илим Палп", сменивший другого представителя лесной и деревообрабатывающей промышленности - балахнинский бумкомбинат "Волга".

Товары народного потребления

За спинами гигантов сырьевого экспорта, к сожалению, никак не удается разглядеть ростки новой, ориентированной если не на самые высокие технологии, то хотя бы на конечного потребителя экономики. Поэтому мы провели дополнительное исследование в области экспорта ТНП.

Как выяснилось, наиболее востребованы верхняя одежда, обувь, ткани и часы. Причем впереди оказались в основном мало известные компании - носители старых советских брэндов пока конкурировать с ними не могут. Однако в первой публикации о лидерах экспорта ТНП мы не приводим абсолютных цифр - ведь любые, даже самые успешные, ЗАО и ООО совершенно не обязаны информировать о своей деятельности широкую общественность. Для определенности можно лишь сказать, что наши лучшие экспортеры тканей и одежды зарабатывают за рубежом около 10 млн долларов в год, а часовщики и обувщики - до 3 млн долларов. Работают предприятия преимущественно на давальческом сырье по заказам иностранных компаний.

Если говорить об экспорте текстиля, то основная его часть приходится на суровое (некрашеное) льняное полотно (хоть здесь удалось задействовать национальную специфику). Однако в середине 2000 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, устанавливающая 20-процентный НДС на сырье, ввозимое из стран СНГ. Это нанесло ощутимый удар по возрождающемуся бизнесу. Полотно стали реже покупать за рубежом - в 2001 году стоимостной объем экспорта льняных тканей упал на 6,6% по сравнению с "доналоговым" 2000-м.

Швейных предприятий в России насчитывается, по разным оценкам, от 1350 до 1450, и, что неожиданно, по данным официальной статистики, российский экспорт костюмов, юбок, брюк, пальто, плащей и курток в страны дальнего зарубежья по стоимостным объемам сопоставим с импортом. Своим успехом экспортеры обязаны толлингу - наши предприятия шьют одежду из импортного сырья и по иностранным лекалам. Кроме экономической обеспеченности толлинг дает российским швейникам современные модели, ноу-хау, возможность оттачивать технологию, что позволит со временем применить все это и на внутреннем рынке. А пока толлинговая швейная продукция идет на экспорт, причем в довольно узкий круг стран. Так, на долю Германии и США приходится около 50% российского экспорта швейных изделий.

Методика составления рейтинга

В качестве основного критерия составления рейтинга принят объем экспорта компаний за 2001 год. Одним из условий участия в конкурсе является наличие у компании собственной производственной базы, поэтому объемы экспорта торговых, посреднических и транспортных предприятий не рассматривались.

Предварительное исследование позволило выделить 150 российских компаний - потенциальных участников рейтинга. Дочерние структуры холдингов во избежание двойного счета в список не включались, все данные консолидированы по структурным единицам холдинга. Предприятия были проанкетированы, анкета и приглашение к участию были также размещены на сайте рейтингового агентства "Эксперт РА" (http://www.raexpert.ru). На основе полученных анкетных данных, а также экспертных оценок агентства были составлены списки компаний.

Место в номинации "Экспортер с наиболее активной маркетинговой политикой во внешней торговле" определялось системой балльных оценок по ряду позиций. (Учитывалось количество сотрудников, занятых во внешнеторговых операциях, рекламные и PR-акции, проводимые компанией в течение года, обновление ассортимента экспортируемой продукции, наличие у предприятия сайта на иностранном языке, рост числа зарубежных партнеров по отношению к 2000 году.)

Более подробно о методологии проведения и результатах конкурса "Экспортер года" за несколько лет можно узнать на сайте, посвященном конкурсу, - http://www.export100.ru.

Для повышения качества рейтинга его предварительные результаты перед публикацией были отправлены на оппонирование членам Наблюдательного совета, в который вошли:

Андреа фон Кнооп, глава представительства Союза немецкой экономики в РФ;

Борисов А. И., генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации;

Гавриленков Е. Е., и. о. генерального директора Бюро экономического анализа (с мая - главный экономист ИК "Тройка Диалог");

Дынкин А. А., первый заместитель генерального директора ИМЭМО РАН;

Захаров А. В., генеральный директор ММВБ;

Медведков М. Ю., заместитель министра экономического развития и торговли РФ;

Спиридонов Л. Н., заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков;

Сомерс Эндрю, президент Американской торговой палаты в России.

Благодарим всех членов совета за высказанные замечания и отмеченные неточности.