Накануне осени-2002

В структуре российского среднего класса хорошо выделяются два слоя - нижний и верхний. Нижний средний быстро прирастает численно и этим обеспечивает рост массовых рынков. Верхний средний "контролирует" эксклюзивное предложение

После двух с половиной лет интенсивного восстановительного роста доходы и материальное положение семей российского среднего класса стабилизировались на достигнутом уровне. А точнее - на двух принципиально различных уровнях.

Нижний средний

Нижнюю подгруппу в среднем классе формируют семьи, чьи доходы находятся в диапазоне от 6 до 12 тыс. долларов в год, то есть составляют 150-300 долларов в месяц на человека. Таких семей в России сегодня порядка 6,5-7,5 млн. А до конца года эту подгруппу могут пополнить еще до 2 млн семей - из числа тех, чьи доходы сегодня составляют от 100 до 150 долларов в месяц на человека. Часть представителей этой подгруппы относительно недавно преодолела рубеж 150 долларов в месяц на каждого члена семьи и еще не успела сформировать структуру потребления и привыкнуть к образу жизни среднего класса. И именно поэтому эта часть семей за истекший год демонстрировала самые высокие темпы улучшения материального положения, что и позволило им войти в средний класс и ныне пребывать в оптимизме относительно своего будущего.

Со статусной точки зрения эту подгруппу формируют преимущественно наемные работники: менеджеры, инженеры, руководители среднего звена, ведущие специалисты, рядовые, но достаточно хорошо оплачиваемые рабочие и служащие. Представители этой подгруппы сегодня не испытывают затруднений с приобретением продуктов питания и товаров повседневного спроса, одежды и обуви, мелкой бытовой техники. А вот приобретение крупной бытовой техники, мебели, автомобиля или оплата туристических услуг, косметического ремонта и т. п. порой представляют для них проблему. Проблему выбора. Как правило, семья, совокупный доход которой от 500 до 1000 долларов в месяц, может в течение года позволить себе только одну крупную покупку на 1,5-3 тыс. долларов. И уж конечно, таким семьям практически недоступны платные образовательные или медицинские услуги, приобретение нового автомобиля иностранного производства, радикальное улучшение жилищных условий, открытие собственного бизнеса.

Именно эта подгруппа остается активным потребителем качественных, но недорогих товаров массового производства и благодаря своему численному росту поддерживает многие потребительские рынки.

Верхний средний

Верхнюю подгруппу в среднем классе формируют семьи - их около 3-3,5 млн, - которые имеют от 12 до 40 тыс. долларов совокупного годового дохода. Эта группа растет небыстро. А внутри нее есть семьи как с растущими доходами, так и с немного снижающимися. Тяжелая борьба за удержание достигнутого материального положения делает представителей этой подгруппы несколько менее оптимистичными.

В этой категории довольно высока доля руководителей компаний разного уровня, преимущественно малого и среднего бизнеса, успешных независимых профессионалов, ведущих специалистов.

Представители этой подгруппы сегодня не испытывают затруднений ни с приобретением крупной бытовой техники, мебели или автомобиля, ни с оплатой туристических услуг, косметического ремонта, повседневных развлечений. Проблему выбора составляет оплата образовательных услуг, эксклюзивные и экстремальные виды туризма, радикальное улучшение жилищных условий, открытие собственного бизнеса.

Потребление этой подгруппы все более тяготеет к эксклюзивности, а количественно, скорее, будет сокращаться, особенно на товарных рынках, в связи с достижением точек насыщения.

Выигрыш предпринимателя

Внутри среднего класса можно выделить четыре большие статусные группы:

- рядовые рабочие и служащие;
- руководители подразделений и ведущие специалисты;
- руководители небольших компаний и частные предприниматели;
- руководители крупных и средних компаний, их заместители.

Почти 40% взрослых трудоспособных представителей среднего класса России являются рядовыми, квалифицированными и относительно хорошо оплачиваемыми рабочими и служащими. Средний доход в этой группе составляет 8,65 тыс. долларов в год на семью - чуть менее 250 долларов в месяц на каждого члена семьи. Среди рабочих мужчин в два раза больше, чем женщин, среди служащих - наоборот.

Группа руководителей структурных подразделений - цехов, бригад, отделов, проектов и т. п. и ведущих специалистов - также составляет почти 40% среднего класса. Средний доход в этой группе - 10,4 тыс. долларов в год на одну семью, то есть чуть менее 300 долларов в месяц на каждого члена семьи, что ровно на 20% превосходит средний показатель группы рядовых рабочих и служащих. Среди руководителей подразделений мужчин в полтора раза больше, чем женщин; среди ведущих специалистов - наоборот.

12% средних русских - предприниматели. Интересно, что в Москве и Санкт-Петербурге доля предпринимателей среди представителей среднего класса не превышает 10%, тогда как в других мегаполисах она составляет не менее 15%. Средний доход семей предпринимателей составляет 12 тыс. долларов в год на семью - чуть менее 350 долларов в месяц на каждого члена семьи, что почти на 40% превосходит средний показатель группы рядовых рабочих и служащих и на 15% - показатели руководителей подразделений и ведущих специалистов. Среди предпринимателей мужчин вдвое больше, чем женщин.

12% средних русских являются руководителями средних и крупных компаний или их заместителями. Доход в группе - такой же, как у предпринимателей. Но если в семьях заместителей руководителей он на 10% ниже, чем у предпринимателей, то у руководителей компаний он на 25% выше и составляет около 15 тыс. долларов в год на одну семью - более 400 долларов в месяц на человека. Это почти вдвое превосходит средний показатель группы рядовых рабочих и служащих, в полтора раза - показатель руководителей подразделений и почти на 40% - показатель группы заместителей руководителей.

Среди руководителей и их заместителей мужчин больше, чем женщин.

Однако при всех различиях в статусе, доходах и материальных возможностях семей среднего класса есть нечто, объединяющее их всех в одну социальную группу. Это - структура распределения доходов по основным статьям расходов. Структура, задающая и частично формирующая потребительское поведение и образ жизни.

Структура расходов среднего класса

Структура потребления среднего класса существенно отличается от структуры расходов как менее, так и более обеспеченной части населения России. Поскольку достоверных данных о доходах и расходах самых богатых россиян нет, сравним структуру расходов среднего класса и менее обеспеченной части российского общества.

Первое существенное отличие состоит в том, что в расходах семей среднего класса значительно меньшую долю составляют расходы на питание. (В среднем около 30%, а с ростом доходов - 25-20% от совокупных расходов против 50% у менее обеспеченной части россиян.) Относительно низкая доля расходов на питание позволяет семьям среднего класса больше тратить на удовлетворение прочих потребностей.

Второе отличие заключается в значительно большей доле расходов на оплату услуг. Если у малообеспеченных россиян совокупные расходы на отдых и развлечения, образование и здравоохранение не достигают и 3% от совокупных расходов семьи, то есть, попросту говоря, эти потребности финансируются только в том случае, когда становятся неотложными нуждами, да и то в минимальном объеме, то средний класс на эти статьи тратит в среднем 20% семейного бюджета - несколько тысяч долларов в год.

Третья особенность заключается в том, что, являясь главным покупателем на рынках одежды и обуви, мебели, крупной бытовой и видеотехники, средний класс тратит на непродовольственные товары длительного пользования не более 25% своих денег, и эта доля постепенно снижается, в то время как менее обеспеченные граждане вынуждены покупать самые дешевые товары и все равно тратят на них более 30% своего бюджета.

Структура потребления семей среднего класса имеет незначительные отличия, связанные с уровнем дохода и социальным статусом, регионом проживания, возрастом и этапом жизненного цикла семьи, образованием и размером домохозяйства. Но различия эти на порядок ниже, чем различия между структурой расходов среднего класса и других социальных групп. В частности, структуры расходов семей среднего класса, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, других крупных городах страны в значительной степени схожи между собой, и столь же значительно отличаются от структур расходов менее обеспеченных семей, проживающих в тех же самых городах. И это обеспечивает возможность реализации единой национальной маркетинговой стратегии.

Трансформация

Конечно, структура расходов семьи российского среднего класса пока еще не устоялась и будет трансформироваться. В частности, постепенно должна снижаться доля расходов на питание - до 20-25% от совокупных потребительских расходов семьи. Доля расходов на одежду и обувь также представляется еще слишком высокой и в среднесрочной перспективе должна снизиться до 10% от бюджета. А вот доля расходов, связанных с недвижимостью - приобретением и ремонтом жилья, коммунальными платежами и т. п., - должна постепенно увеличиться, и в перспективе она достигнет 17-23% от совокупных расходов семьи. Уже в этом году можно ожидать роста ввода жилья на 15-25%. А более высокие темпы улучшения жилищных условий среднего класса повлекут за собой расширение спроса на мебель и крупную технику для дома. Будет постепенно возрастать и доля расходов, связанных с оплатой услуг в системе здравоохранения, со страховой медициной, - в отдаленной перспективе она может достичь 7-9% совокупных расходов семьи. Страхование жизни и здоровья наряду с ипотечными инвестиционными программами вскоре может стать источником длинных денег для экономики страны. Что, с одной стороны, обеспечит ресурс для устойчивого экономического роста, а с другой - даст стимул для дальнейшего расширения российского среднего класса.