Затянуть пояса

"Пирог" американской экономики в ближайшие годы не будет столь же большим и пышным, каким был совсем недавно. Поэтому вслед за обузданием аппетитов топ-менеджеров корпораций США следует ожидать сокращения уровня потребления американцев

В среду 14 августа 2002 года корпоративная Америка начнет новую жизнь. Именно к этому дню по требованию американского правительства 950 крупнейших корпораций должны предоставить в Федеральную комиссию по ценным бумагам (SEC) подписанные президентами и финансовыми директорами подтверждения о том, что финансовая отчетность, опубликованная ими в последние годы, соответствует действительности. После чего, как выразился Джордж Буш, для мошенников наступят "тяжелые времена". Они подпадут под действие закона Сарбанеса-Оксли, принятого в рекордно короткие сроки: законодательную инициативу выдвинули в середине июля, а подписан президентом закон был уже в конце июля.

Новый закон, в частности, устанавливает за мошенничество с документацией (включая электронную почту) максимальный срок тюремного заключения 20 лет, а за мошенничество с ценными бумагами - 25 лет. В результате, как подчеркнул глава SEC Харви Питт, руководители тех компаний, которые сейчас подадут сфальсифицированную отчетность, окажутся на скамье подсудимых и в конечном итоге - в тюрьме. По мнению официального Вашингтона, эти жесткие меры должны восстановить доверие инвесторов к корпоративному сектору страны. "После событий одиннадцатого сентября мы не позволили страху подорвать основы нашей экономики, - заявил президент Буш после подписания закона. - И мы не позволим сделать это мошенничеству".

Вольница 90-х годов закончилась. Модели поведения, которые были позволительны в условиях фондового бума и десятилетней экономической экспансии, неуместны, когда экономика идет на спад и стране реально угрожает затяжная рецессия. Причем касается это не только менеджеров, чьи аппетиты призван ограничить закон Сарбанеса-Оксли. "Пирог" американской экономики в ближайшие годы не будет столь же большим и пышным, каким был совсем недавно. Поэтому в большей или меньшей степени, но затягивать пояса придется всем. В том числе американским потребителям, которые во второй половине 90-х годов привыкли к новому уровню и к более высоким стандартам потребления.

Вторая волна рецессии

Пока американцы не слишком пострадали от рецессии. Напротив, низкие процентные ставки и многочисленные программы компаний по стимулированию продаж вроде нулевых ставок по кредитам на покупку автомобилей сделали существование потребителя весьма комфортным. Не удивительно, что потребительские расходы продолжают расти. Однако тенденция к замедлению этого роста очевидна. Так, снижение темпов экономического роста во втором квартале (ожидался рост в 2,3%, однако ВВП США вырос по отношению к аналогичному периоду 2001 года всего на 1,1%, тогда как в первом квартале его рост достигал 5%) связывают с более осторожным поведением потребителей. Потребительские расходы выросли во втором квартале всего на 1,9% против 3,1 в первом квартале. Более того, в текущем году должна заметно сократиться доля потребления в американском ВВП. По прогнозу EIU, впервые с 1994 года она снизится, причем существенно, более чем на процентный пункт - с 69,8% в 2001 году до 68,2% в нынешнем.

Но главные неприятности американских потребителей ждут в том случае, если в США начнется вторая волна экономического спада, что вполне вероятно. "Риск возобновления рецессии в США в этом году, по оценкам Goldman Sachs, составляет порядка пятидесяти процентов. Однако в случае форс-мажорных обстоятельств нельзя исключать возобновления спада в будущем году, - сказал 'Эксперту' аналитик Goldman Sachs Ян Хэтиус. - При этом он будет носить совсем иной характер. Во время прошлогодней рецессии от спада пострадал корпоративный сектор, что отразилось на котировках фондовых индексов. В то же время снижения расходов потребителей, снижения цен на недвижимость или значительного падения промышленного выпуска не произошло. Если рецессия вернется в ближайший год, она затронет и расходы потребителей, и цены на недвижимость, которые сразу пойдут вниз". Особое значение может приобрести снижение стоимости недвижимости, поскольку именно продолжающийся рост цен в этом сегменте экономики компенсировал домохозяйствам снижение благосостояния, вызванное обвальным падением курса акций.

В пользу того, что спад возобновится, свидетельствует, например, очередной пересмотр данных экономической статистики в США. Оказалось, что рецессия в прошлом году была более глубокой, чем считалось ранее. "Кроме того, по новым данным американского Бюро экономического анализа, рост ВВП в США в последние три года на самом деле был на четыре десятых процентного пункта ниже, чем было объявлено. Эти данные стали вторым за последнее время уменьшением масштаба 'американского чуда' конца девяностых годов (первое было в июне две тысячи первого года)", - сказал "Эксперту" ведущий экономист ОЭСР Винсент Кон. Систематический пересмотр экономических показателей в сторону ухудшения заставляет брать в расчет тот факт, что в действительности ситуация в экономике США может быть хуже, чем представляется.

"Рецессия в два спада в американской экономике, по-видимому, все-таки произойдет. Как мне кажется, она уже происходит, несмотря на то что администрация и ФРС пытаются быть оптимистами. Во втором квартале нынешнего года рост составил всего 1,1 процента. Во втором полугодии эти показатели вообще могут быть отрицательными, - сказал нам старший экономист американского информационного центра The Globalist Алексей Байер. - Если события будут развиваться по оптимистическому сценарию, все останется примерно таким же, как сейчас. Пессимистический сценарий значительно хуже: лопнет пузырь раздутых цен на недвижимость, рухнет рынок акций. Причем, если падение начнется, оно будет очень быстрым - быстрее чем то, которое происходило в прошлом году. Дальше же будет хуже".

По мнению г-на Байера, американское общество в течение последнего десятилетия слишком много потребляло. В результате оно увеличивало импорт, много одалживало и мало сберегало. Сейчас США достигли максимума роста потребления по сравнению с остальным миром. В то время как другие развитые экономики росли прежде всего за счет увеличения выпуска, американская осуществляла экспансию за счет потребления. Американцы в последние годы слишком много покупали в кредит, в результате средняя американская семья накопила 8 тыс. долларов долга по кредитным карточкам. Сейчас им удается этот долг рефинансировать. Однако, если начнется падение финансовых рынков, банки перестанут давать деньги так легко, как раньше. Поэтому простым потребителям будет очень непросто. Как считает Алексей Байер, "сокращение потребления в США однозначно произойдет - потому что ресурсов для его поддержания на прежнем уровне, не говоря уже о росте, просто не осталось".

Исчерпание ресурсов

Резервы для возобновления роста потребления в ближайшей перспективе действительно исчерпаны. Уже вошло в моду сравнение нынешней ситуации с периодом выхода из рецессии в начале 90-х годов. Тогда, несмотря на восстановление экономического роста, безработица продолжала расти еще полтора года: с марта 1991-го по сентябрь 1992 года безработица увеличилась примерно с 7 до 8%, что было очень необычно, поскольку в стадии раннего восстановления экономики динамика занятости, как правило, близка к динамике производства. Увольнения, снижение темпов роста персональных доходов и потребления компенсировали слабость американского бизнес-сектора - подъем возобновился благодаря корпоративным инвестициям. Однако в первые десять кварталов начала 90-х, то есть почти в течение трех лет, реальный рост в США был очень слабым. Так, по сравнению с аналогичными периодами восстановления роста в 60-х и 80-х годах темпы экономического подъема были в два раза ниже.

Слабый подъем и рост безработицы в начале восстановления экономики в начале 90-х сократили пространство для будущей экспансии. В частности, низкая занятость и более медленный рост зарплат привели к тому, что частное потребление все в большей степени финансировалось за счет исчерпания накоплений и роста кредиторской задолженности. Причем происходило это вопреки всем стараниям работников поддерживать существующий уровень своих доходов, за счет дополнительной частичной занятости и увеличения продолжительности рабочей недели. Так, во второй половине 90-х средняя продолжительность рабочей недели в промышленности регулярно превышала 41 час и периодически - 42 часа, тогда как в аналогичные периоды двух предыдущих длительных экономических экспансий она колебалась между 40 и 41 часами.

Сегодня история повторяется. Экономический подъем возобновился, а безработица продолжает расти. Однако необходимо учитывать, что сегодня американские потребители находятся в более сложных условиях: их накопления меньше, а долги и расходы больше. Благосостояние потребителей поддерживает лишь рынок недвижимости: в этом смысле характерны некоторые из последних выступлений главы ФРС Алана Гринспена, в которых он заявил о желательности роста расходов домохозяйств за счет средств, высвобождающихся в результате быстрого роста цен на жилье. Поэтому и относительная нагрузка на домохозяйства, по-видимому, будет выше, а значит, следует ожидать ослабления потребительского спроса.

Коррекция спроса

Есть два основных сценария того, каким образом будет вести себя динамика потребления. Оптимистический сценарий - уровень потребительских расходов должен скорректироваться до тренда, характерного для периода 80-х - первой половины 90-х годов ("отрыв" от тренда произошел в 1997 году, в период финансового кризиса - см. график). На сегодня разница между текущим уровнем потребления и линией этого тренда составляет порядка 500 млрд долларов. Однако в этом сценарии реального падения спроса не будет. Скорее спрос будет стагнировать относительно достигнутого уровня, и в течение трех-пяти лет медленного экономического роста частные потребительские расходы вернутся на тренд последних двадцати лет. Пессимистический сценарий - потребительские расходы должны вернуться к тренду, характерному для 60-70-х годов. В этом случае масштаб коррекции составит уже порядка 1,5 трлн долларов и без реального сокращения спроса и длительного периода экономического спада не обойтись.

Принципиальное различие между двумя сценариями состоит в том, какое влияние события в США окажут на остальной мир. Если в первом случае существующая мировая экономическая система в целом сохранит свой нынешний вид (насколько долго, это другой вопрос), то второй с высокой вероятностью приведет к череде торговых войн, экономической дезинтеграции и политической нестабильности.

Пока большинство аналитиков склоняется к тому, что реализуется первый сценарий. "Сокращение спроса будет временным и не слишком большим. Если экономика начнет быстро и сильно падать, вполне вероятно, что ФРС запустит печатный станок, увеличивая инфляцию. В результате долги подешевеют, а зарплаты увеличатся, что облегчит долговое бремя американских домохозяйств и компаний. И тогда потребление может вновь пойти в рост. Что повлечет за собой возобновление экономического роста", - считает Алексей Байер. Стоит вспомнить: именно информация о том, что ФРС США готова и дальше снижать ставку, парадоксальным образом привела к укреплению американского доллара и улучшению настроения инвесторов. И дело здесь далеко не только в спекулятивной игре, затеянной вокруг подходящего информационного повода. Дело в том, что готовность ФРС включить печатный станок означает не что иное, как готовность поддерживать американских потребителей, то есть совокупный мировой спрос, а значит, защищать существующую мировую экономическую систему (вопрос, как долго ФРС удастся это делать, остается открытым).

Впрочем, вполне возможно, что Федеральному резерву и не придется прибегать к столь радикальным мерам, как сознательный разгон инфляции. "Снижение расходов потребителей поможет возобновить инвестиционный процесс. Американские домохозяйства сегодня сберегают лишь четыре процента своих доходов. Так как американцы в последние годы слишком много покупали в кредит, можно ожидать, что в ближайшие годы произойдет корректировка расходов. И норма сбережений вернется к своему историческому среднему показателю - восемь процентов", - говорит Ян Хэтиус. В этом случае в США вполне может возобновиться медленный, неустойчивый экономический рост.