Хотим рыбу, нефть и Шеварднадзе

Политика
Москва, 09.09.2002
«Эксперт» №33 (339)

В конце августа руководители ряда крупных дальневосточных рыбопромышленных предприятий обратились к президенту РФ с письмом, в котором потребовали вывода иностранного флота из исключительной экономической зоны России всей северной акватории Тихого океана, включая "незаконно отошедшие" к США промысловые районы Берингова моря.

Несколько дней спустя в Совете Федерации РФ эту тему развили на политическом и законодательном уровнях, подвергнув сомнению международно-правовую состоятельность заключенного 1 июля 1990 года российско-американского соглашения о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Соглашение это подписал тогдашний министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Передав американцам часть Берингова пролива и Чукотского моря, он, по мнению сенатора Александра Назарова, нарушил свои должностные полномочия, в результате чего российским рыбакам закрыт доступ в 200-мильную акваторию Берингова моря. Назаров подал в Генпрокуратуру соответствующий запрос с целью получить правовую оценку действиям Шеварднадзе.

Почти сразу же стало ясно, что этот демарш лишь пропагандистская оркестровка практических шагов по выторговыванию у США дополнительных экономических дивидендов. В прошлую среду представитель МИД РФ Александр Яковенко сообщил журналистам, что Москва обратилась к Вашингтону с предложением о пересмотре договоренности 1990 года. Правда, не в вопросе разграничения экономических зон, а лишь в части компенсации российским рыбакам потерь от передачи США ряда промысловых районов в Беринговом море. С этой целью Москва разработала проект дополнительного специального соглашения, который уже передан американской стороне и до конца сентября должен быть рассмотрен на очередном заседании межправительственного консультативного комитета по рыбному хозяйству. Что же до самого содержания соглашения, то, как сказал Яковенко, экспертный совет при правительстве России еще в 1997 году пришел к выводу, что оно в целом отвечает российским интересам. При этом было сочтено "целесообразным продолжить временное его применение до завершения переговоров по спорным вопросам морского промысла в 'специальных районах'".

Назаров свой запрос в Генпрокуратуру назвал "своего рода превентивной мерой на случай, если переговоры с американской стороной по вопросу о подписании нового соглашения, где будут учитываться интересы России, зайдут в тупик". Председатель комитета СФ РФ по международным делам Михаил Маргелов, в свою очередь, предложил еще один вариант: в случае неудачи переговоров с американцами российская сторона может начать судебную процедуру по аннулированию подписи под спорным документом.

Соглашение 1990 года ратифицировано конгрессом США, однако российская сторона до сих пор этого не сделала. "Временное" действие соглашения обернулось тем, что к США отошел, в частности, участок двухсотмильной зоны СССР площадью 7,7 тыс. км. Россия потеряла возможность использовать биоресурсы этой богатой минтаем акватории (сейчас она патрулируется кораблями берег

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (339) 9 сентября 2002
    Закон о банкротстве
    Содержание:
    Оздоровление в мертвецкой

    Как добиться того, чтобы банкротство перестало быть орудием отъема собственности? Нужно сделать закон о банкротстве таким, чтобы он никому не давал такого шанса - пограбить

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама