Министерство финансов Германии в понедельник заявило, что дефицит бюджета превысит запланированные правительством 2,5% ВВП. Представитель министерства Томас Герхард утверждает, что дефицит не превысит установленного Европейским союзом максимума (3%), но, по неофициальным прогнозам, речь может идти о 3,7% ВВП.
Для пессимизма есть все основания. Существенных улучшений в мировой экономике не видно, ожидаемого повышения спроса в Германии не произошло. Напротив, рост промышленного производства прекратился, а уровень безработицы достиг опасной отметки - 4 млн человек. При низких же темпах роста экономики, когда уменьшение бюджетных поступлений сопровождается увеличением социальных расходов, восстановить баланс бюджета сложно. Не способствует этому и наводнение, "оцененное" в миллиарды евро.
Проблемы Германии гораздо серьезнее и меньше связаны с внешними факторами, чем принято полагать. Кризис в США, конечно, внес свою лепту, но подъем немецкой экономики начал замедляться уже во второй половине 90-х годов. Сегодняшние низкие темпы роста ВВП (неутешительные 0,3% во втором квартале этого года) на самом деле совсем недалеки от среднего показателя с 1996 года (0,4% в квартал) - и являются не проявлением временных трудностей, а отражением вполне устоявшейся тенденции.
Ослабление экономики Германии будет иметь негативные - в том числе и политические - последствия для всего ЕС. Если дефицит превысит 3%, будет нарушен "Пакт стабильности" - соглашение о поддержании финансовой дисциплины, подписанное странами ЕС. Как наиболее стабильное и экономически сильное государство союза, в 90-е Германия выступала главным инициатором этой непопулярной меры. То, что теперь ей грозит оказаться в числе основных нарушителей наряду с Италией и Францией, может привести к дестабилизации евро и сильно осложнить отношения Германии с партнерами по ЕС.
Хотя экономический кризис, естественно, находится в центре предвыборных дебатов, кандидаты предпочитают не заострять внимание на его реальной глубине. В этом нет ничего удивительного: косметические меры неэффективны, а структурные изменения, необходимые для улучшения ситуации, не пользуются популярностью. Так что политикам ничего не остается, как ссылаться на проблемы мировой экономики и природные катастрофы, представляя бюджетный дефицит как частную проблему. Это вполне отвечает настроению избирателей, но в долгосрочной перспективе серьезных изменений в экономической политике, в частности реформы на рынке труда, не избежать. Если застой продлится еще несколько лет, Германия столкнется с глубоким фискальным кризисом и вынуждена будет либо поставить под угрозу свою платежеспособность, либо допустить значительное ухудшение ситуации в госсекторе и ослабить внимание к проблемам инфраструктуры.