Потерянный эмбрион

Культура
Москва, 23.09.2002
«Эксперт» №35 (341)

На экраны вышел долгожданный "Олигарх". Все, что происходило вокруг фильма, снятого Павлом Лунгиным ("Свадьба", "Луна-парк") по книге заместителя гендиректора "ЛогоВАЗа" Юлия Дубова, было чрезвычайно интересно. Владимир Машков в кои-то веки принялся раздавать интервью, откровенно рассказывая о работе в Америке, о детстве, а иногда даже о жене. Роман Дубова "Большая пайка" исчез из магазинов, поползли слухи о нецензурной версии книги в Интернете. Лунгин рассуждал о "дьявольском моцартианстве" главного героя и о роли олигархов в развитии общества. Борис Березовский, прототип героя, тоже расщедрился на беседу и рассказал немного о своей личной жизни.

Словом, "Олигарх" подавался как одно из главных кинособытий года, каковыми обычно являются все фильмы, продюсер или сопродюсер которых - Сергей Сельянов. Последними событиями были "Война" Алексея Балабанова и "Кукушка" Александра Рогожкина. Новый фильм Лунгина должен был стать третьим в этом ряду. Но не стал: пиар не всесилен.

Олигарх Платон Маковский убит. Государство вплотную занимается деятельностью концерна Маковского "Инфокар". Следователь Шмаков заводит дело и с упорством жучка-древоточца вгрызается в историю загадочного убийства. Он узнает о том, что Платон в юности был подающим надежды ученым, на научных конференциях задорно спорил с коллегами, подрывая устои советской экономики, а в годы перестройки вместе с друзьями-учеными стал торговать сначала джинсами-варенками, потом автомобилями, и так по нарастающей - пока не обзавелся собственным концерном и телеканалом. "Вы думаете, это картина об олигархе? - лукаво интересуется Юлий Дубов. - Вовсе нет. Это картина о рождении олигарха. До последних кадров вы видите на экране эмбрион". Юлий Дубов хорошо знает, что говорит. Чрезвычайно интересно его мнение о том, что бизнес уничтожает в человеке человеческое, и о том, что Березовский скорее имеет знак "плюс", нежели "минус". Однако к фильму все это не имеет никакого отношения.

"Олигарх" - картина попросту скучная. От скуки не спасают даже яркие "новорусские" сцены: катание на пароходе с последующим его потоплением или день рождения Маковского, где именинника ублажают наложницами, слонами, конями и цыганскими песнями. При соблюдении всей внешней атрибутики здесь отсутствует внутреннее ядро - вместо рассказа о жизни получается лишь череда событий, в которой "эмбрион" со всеми его метаморфозами как-то теряется.

Недостатки сценария могла бы компенсировать игра актеров. Однако они все свои усилия кладут лишь на то, чтобы соответствовать привычным амплуа: Александр Балуев делает строгое-престрогое лицо, Владимир Машков бешено сверкает глазами, Мария Миронова до умопомрачения горда и неприступна. Побочные партии оказались интереснее основной: не переигрывает в этом фильме только Андрей Краско, который в роли следователя выглядит абсолютно естественно.

Прежде чем на экране появится алое слово "Олигарх" и финальные титры, нам еще раз покажут крупным планом суперсуровое лицо Машкова, который не сдался несмотря ни

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (341) 23 сентября 2002
    Промышленный подъем
    Содержание:
    Рецессия перешла в рост

    К концу лета стало совершенно очевидно, что в России начался новый виток экономического роста. Лишь отчасти это связано с ростом цен на нефть. С каждым годом все большее влияние на нашу экономику оказывает фактор внутреннего спроса

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама