Как "облегчить" крестьянина

Повестка дня
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
Минэкономразвития предложило изменить подход к взиманию налогов с сельхозпроизводителей, привязав единый сельхозналог к разнице между доходами и расходами по ставке 6,5%. По мнению специалистов министерства, это поможет снизить налоговую нагрузку и упростить уплату налогов.

В конце прошлого года депутаты проголосовали за единый сельхозналог, заменяющий ряд налогов и привязанный к единице земельной площади. Закон вступил в силу 1 января 2002 года, однако большинство сельхозпроизводителей не перешло на уплату единого налога, тем более что переход не был обязательным (решение принималось региональными администрациями). Дело в том, что единый сельхозналог не стал тем упрощенным налогом, который бы устроил хозяйства. По словам заместителя руководителя департамента АПК Минэкономразвития Елены Борисовой, в законе оказалось слишком много невнятных положений и противоречий, отсутствуют методики расчета ставки налога на длительный срок, не учитывается качество земельных угодий, а сроки уплаты налога (раз в квартал) не связаны с сезонностью производства. Кроме того, практически не уменьшается документооборот. По мнению многих участников рынка, единый сельхозналог не решал основных задач - упрощения документооборота и снижения налогового бремени.

Однако и с предложением Минэкономразвития в корне не согласен зампредседателя комитета по аграрным вопросам Госдумы Александр Фомин. По его мнению, такой подход не стимулирует повышение эффективности сельхозпроизводства (можно, купив землю, работать на ней как угодно, не получая прибыли и не выплачивая налогов). "Только налог, привязанный к земле, заставляет работать на ней эффективно. В противном случае можно инициировать процедуру банкротства и передачу эффективному собственнику. Но этот налог действительно необходимо максимально упростить, особенно для средних и мелких хозяйств", - говорит г-н Фомин.

Зампредседателя комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Семенов полагает, что предложение Минэкономразвития разумно только для небольших хозяйств и фермеров: "К хозяйствам нужно относиться дифференцированно. Для агрохолдингов, включающих в себя и сельхозпредприятия, и переработку, я бы предложил оставить ту схему налогообложения, которая существовала до введения единого сельхозналога. Единый налог в сегодняшнем виде - это суррогат, он не работает. Если мы хотим иметь нормальный инвестиционный климат, налоговая база должна быть понятной и прозрачной".

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама